Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Шушпанцеры союзников на пляжах Нормандии

Может, кое-кто и не согласится с таким названием, и скажет, что это просто оригинальные технические решения для выполнения поставленных задач, спорить не буду.

Для начала вспомним-ка о десанте союзников в районе города Дьепп ещё в августе 1942 года, закончившимся сокрушительным поражением. Десантировались порядка 6800 человек против 1500 оборонявшихся немцев. Из 4963 канадских пехотинцев 3367 были убиты или захвачены в плен, англичане потеряли 275 человек. Немцы же убитыми и ранеными потеряли 561-го.

Вот несколько печальных снимков, сделанных после того рейда:

-2

Но он в результате вскрыл проблемы, которые могли поджидать высаживающиеся войска, в частности, с проходимостью танков по галечным и песчаным дюнам. А также, что выгрузка их с десантных кораблей непосредственно на берег таит большую опасность, поскольку корабль более крупная и уязвимая цель, чем танки порознь.

Поэтому в марте 1943 года генерал-майору сэру Перси К.С. Хобарту было поручено найти решение упомянутых проблем. Хобарт и его 79-я бронетанковая дивизия приступили к выполнению своей задачи.

-3

Хобарт дал лицензию всем подчинённым на участие в поиске решений, каким бы идиотским это ни казалось.

В мае 1943 года ему удалось провести свою первую демонстрацию перед Уинстоном Черчиллем и высокопоставленными военными. Они остались более чем довольны увиденным.

Были созданы несколько образцов оригинальных устройств для повышения проходимости танков, разработаны танки Armoured Vehicle Royal Engineer (AVRE), причем танк Churchill оказался очень подходящей платформой, на которой можно было построить что угодно. Одни танки AVRE предназначались для засыпки воронок от бомб и противотанковых рвов:

-4

Для преодоления мягкого грунта транспортными средствами вариант танка «Черчилль» (так называемый «Боббин») нес рулон брезента или кокосового мата шириной 3 метра и длиной 100 метров, который расстилался перед этим танком, как ковер:

-5

Танк "Шерман" оборудованный цепной "молотилкой" для разминирования:

-6

Для того, чтобы начинать высадку танков подальше от берега, соорудили такое устройство:

-7

Это не была оригинальная идея Хобарта и его команды, она уже находилась в разработке, и первые проекты датировались 1941 годом и основывались на идеях венгра Николаса Штрауслера. Для этого танки снабжались высоким брезентовым экраном, который удерживался с помощью надувных резиновых трубок. Два гребных винта были соединены с двигателем. Из-за этой двойной функции танки получили название танков DD (Duplex Drive).

Танк DD пред входом в воду:

-8

На плаву:

-9

После преодоления водной преграды:

-10

Подобная техника имела прозвище Funnies, "Забавные" Хобарта. Однако не всё с ними было так забавно. На ЮТА-Бич и ОМАХА-Бич у американцев их было 96 единиц. До ЮТА-Бич добрались 28 из 32. Остальные 4 были потеряны в море. А на пляже ОМАХА танки ДД 741-го танкового батальона сошли с кораблей слишком далеко от берега. Стандартная дистанция была между 5400 и 4500 метров, но в ОМАХА они были развернуты на 10-13 километров! Из-за бурного моря того утра большинство из них скрылось под волнами. Брезентовый экран возвышался над волнами всего на 30–60 сантиметров. Из 32 танков ДД 741-го танкового батальона только 5 добрались до берега во время первой волны атаки...

Другим оригинальным решением были специальные воздухозаборники, некий аналог шнорхеля. Поскольку танки на прибрежной полосе нередко поджидали глубокие выемки, заполненные водой, при попадании в которые двигатель глох, они оборудовались вот такими устройствами, через которые к двигателю поступал воздух и отводились выхлопные газы:

-11

Перед танками AVRE ставились также задачи разрушения вражеских укреплений и заграждений. На "Черчилли" устанавливались 290-мм мортиры Petard - "Хлопушка". Для неё создали специальный боеприпас оригинальной конструкции. Он имел цилиндрический корпус с основным подрывным зарядом, к которому крепился цилиндрический стержень. На втором конце стержня располагался метательный заряд в цилиндрическом кожухе. Общий вес такого изделия составлял 40 фунтов (18,15 кг), предусматривался подрывной заряд массой 28 фунтов (12,7 кг). За характерный внешний вид боеприпас для мортиры получил неофициальное название Flying Dustbin – «Летающая урна для мусора».

Ствол наклонялся вниз, заряжающий высовывал из башни только руки со снарядом, опускал его в казённую часть, после чего ствол поднимался и наводился на цель. Так выглядело это устройство и снаряд к нему:

-12

Максимальная дальность стрельбы была 73 метра.

Вот этот танк с мортирой в день "Д" попал в ров и его попросту закопали бульдозером. В 1976 году он был извлечён,

-13

отреставрирован и сейчас является музейным экспонатом:

-14

Эти танки использовались также и как огнемётные, тоже достаточно оригинально:

-15

В прицепе возился запас зажигательной смеси. С танком его соединял трубопровод

-16

На снимке огнемёт внизу справа:

-17

Танк имел прозвище "Крокодил". Стрельба велась на дистанции до 100 метров. Хотя это оружие и принадлежало к «Фанни», оно было далеко не «забавным». Вражеские войска, столкнувшиеся с этим оружием, поняли, что их поджидает в аду. Иногда находящиеся в бункерах немцы сдавались, увидев, что к ним приближается этот монстр. Если же экипаж "Крокодила" попадал к ним в руки, то участь его была ужасна.

Танки AVRE различных модификаций показали себя достойно, всего было выпущено 754 машины.

*****

Ещё на схожую тему о плавучих шушпанцерах:

То, что плавает по морю, но не корабли

А также, как такой термин можно применить к подводным лодкам:

Немецкие подводные шушпанцеры

.................................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь