Найти тему

Отличные описания природы в произведении. Учимся у классиков. Ч. 2

Оглавление
фото автора
фото автора

Реально ли описать природу в произведении так, чтобы читатель не заскучал? Реально. Вчера мы с вами начали сравнивать отрывки из рассказов Тургенева, Пришвина, Паустовского, чтобы понять, какие у них приемы. Итак, одно из важнейших правил в описании природы – определить роль и задачу рассказчика.

Продолжим сравнивать…

II. Цвета. Приемы передачи цвета в описании природы

Распространено мнение, что осенний пейзаж, его краски нужно передавать «цветовыми» эпитетами, сравнениями, подражая пушкинским «в багрец и золото одетым лесам».
А как же у наших классиков? Я выпишу «цветные» слова в той форме, в какой они в тексте.

-2

Как же так? У Паустовского цвета вообще не играют особой роли, хотя цвет вынесен в название рассказа. У Пришвина их вообще нет. Даже у Тургенева, где герой-созерцатель должен передать всю красоту осени, в большом отрывке всего лишь десять раз упоминается цвет, а из десяти – четыре раза белый (монохромный, фоновый либо точный), два раза цвет передает действие, один выражен существительным, два весьма условны и только «красный» не вызывает никаких сомнений.
При этом читатель ясно и ощущает, и «видит» все краски осени у всех. Выходит, что «цветовые тропы» не так уж и важны? Да! У каждого классика есть свои любимые приемы, с помощью которых создаются образы.

✅ И.С. Тургенев любит «сквозные» косвенные и прямые сравнения:
«…из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз».
► «…тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка…»
► «…красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами…»

✅ М.М. Пришвин выбирает некий «центр», «ядро», вокруг которого и складывается картина осеннего утра. В данном отрывке это «полёт». Девять раз звучат однокоренные слова, вовсе не являясь тавтологией-ошибкой, а рисуя, создавая узор осеннего быстрого времени.
«листик летит…»
► «летят они к реке куда-то вместе с перелетными птицами…»
► «… и куда-то летишь…»
► «Летите, летите!»
► «не ждем летящей паутинки…»
► «все разлетелись, и вот-вот журавли полетят…»
Картина формируется от «летят» до «разлетелись», до «все кончится», рождает прекрасные чувства от любования осенью, но и печали.

✅ У К.Г. Паустовского прямые сравнения часто приближают объект к субъекту, то есть атрибут осени к атрибутам жизни человека:
«Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы».
► «От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска».
Паустовскому важнее показать внезапность происходящего, неожиданное счастье осеннего пространства, как нового горизонта для человека.

III. Атрибуты природы, детали: от общего к частному

Много ли атрибутов осени видят люди? В каждом тексте упоминаются листья, высокое небо, улетающие птицы, облака и дожди – распространенный набор. Классики видят то же, что видят в осени все люди, обязательно берут это общее (стандартное даже), но передают по-своему. Дело в приемах, вышеуказанные повторяются и тут.
Вот о листьях:

-3

Тургенев рисует образ изменения листьев – от «побледнела» до «частой сетки» веток. Пришвин детализирует полеты листьев. Оказывается, что и летят-то они по-разному. Паустовский гиперболизирует опадание, усиливает образы до обобщения-сравнения: «дождь облетавшей листвы».

О птицах:

-4

Тревожно замолкают птицы у Тургенева. А у Пришвина тревога усиливается: с отлетом птиц кончится осень и начнется зима. Паустовский, как и Тургенев, обращает внимание читателя на синиц, которые никуда не улетают, но при этом синицы у него выступают символом перемены времени. «Крик их был похож на звон разбитого стекла», – гениальное сравнение. Так и чудится в нем будущий ледок замёрзшей лужи.
И снова приемы те же, заметьте.

Надо ли оригинальничать? Выискивать что-то необыкновенное, то, чего другие в осени не увидели? Можно, конечно, не использовать общее, но тогда будьте готовы к тому, что далеко не все читатели воспримут вашу осень, если они вообще ее узнают. На мой взгляд, все хорошо в меру.

Еще не все. Если бы сравнение ограничилось только этим, мы бы с вами не узнали автора по стилю. А ведь Тургенева, Пришвина, Паустовского читатель узнает, даже не видя фамилии.

Стиль делают особые фишки (их может быть несколько), которые повторяются из рассказа в рассказ, любимы авторами, наполнены особым смыслом – это уже талант. Посмотрим на особенности стилей наших классиков завтра.

Статьи в подборке "Пишем книгу"
Вариант на сайте
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам, лайкам и прочим признакам того, что вы существуете ☺
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература