Здравствуйте
Как описать природу, подобно классикам? Возможно ли?
На эту тему написаны учебные пособия, монографии, статьи, в которых приводятся примеры, подробно рассказывается о языковых средствах, приемах, способах изображения природы в литературе, но… Авторы продолжают задавать вопрос, вынесенный мною в название, а многие читатели по-прежнему перелистывают страницы современных книг с описаниями природы.
Почему? Потому что без практики не так-то легко понять, как же все это работает.
На мой взгляд, помочь может «пошаговое» сравнение, к которому я и прибегну.
Всегда ли нужно уделять особое внимание описанию природы?
Сразу скажу, писатели, как и художники, могут быть портретистами, баталистами, пейзажистами, из пейзажистов – маринистами и т.д. Условно, конечно.
Возможно, вам удаются батальные сцены, тогда не стоит зацикливаться на пейзажных описаниях, можно обойтись точными понятными характеристиками: «небо потемнело», «начался дождь», «солнечное утро» и прочее. Несколькими штрихами обозначьте время года, время суток, место действий, погодные условия и следите за их изменениями по ходу повествования. Как правило, этого достаточно, чтобы читатель понимал – что, где и при каких обстоятельствах происходит.
Если же вы хотите, чтобы пейзаж был не просто фоном, а «говорящим» фоном, особенным «персонажем» произведения, который может играть особую роль и занимать особое место в сюжете, то, конечно, нужно учиться у классиков.
Я хочу предложить вам игру-исследование, вы поймете принцип и потом сами сможете заниматься пошаговым сравнением.
В последние дни ноября, понятное дело, интересны осенние пейзажи.
Перед нами три отрывка из рассказов известных писателей-пейзажистов – Тургенева, Пришвина, Паустовского.
Отрывки имеют три важные объединяющие вещи:
1. Рассказ ведется от 1-го лица.
2. Одна и та же тема: начинается осеннее утро.
3. Некоторые общие атрибуты осени: особенность света, небо, листопад, ветерок, птицы.
Давайте пока их просто внимательно прочитаем. Можете по ходу чтения отмечать что-то особенное, на ваш взгляд, у каждого автора.
№ 1:
№ 2:
№ 3:
А теперь начнем сравнивать
I. Задача рассказчика
Наверняка вы заметили интересные сравнения, яркие эпитеты, что-то еще… Обратите внимание, что, хотя описания даны от 1-го лица, рассказчики выполняют поставленную перед ними задачу. И эти задачи разные. Сравните:
Это хороший прием, не только понять – от какого лица нужно писать, – но и поставить перед рассказчиком задачу, чтобы передать идею.
Многие почему-то считают, что в описании природы нет какой-то особой идеи, кроме передачи самой природы, но наш пример показывает, что она не просто есть, а должна быть, что и отличает один текст от другого.
Продолжим сравнение завтра. Вы удивитесь, чему нас могут научить классики.
Статьи в подборке "Пишем книгу"
Вариант на сайте
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам, лайкам и прочим признакам того, что вы существуете ☺
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература