Найти в Дзене

Как описать природу, подобно классикам? Ч.1

Оглавление
фото автора
фото автора

Здравствуйте
Как описать природу, подобно классикам? Возможно ли?
На эту тему написаны учебные пособия, монографии, статьи, в которых приводятся примеры, подробно рассказывается о языковых средствах, приемах, способах изображения природы в литературе, но… Авторы продолжают задавать вопрос, вынесенный мною в название, а многие читатели по-прежнему перелистывают страницы современных книг с описаниями природы.
Почему? Потому что без практики не так-то легко понять,
как же все это работает.
На мой взгляд, помочь может «пошаговое» сравнение, к которому я и прибегну.

Всегда ли нужно уделять особое внимание описанию природы?

Сразу скажу, писатели, как и художники, могут быть портретистами, баталистами, пейзажистами, из пейзажистов – маринистами и т.д. Условно, конечно.
Возможно, вам удаются батальные сцены, тогда не стоит зацикливаться на пейзажных описаниях, можно обойтись точными понятными характеристиками:
«небо потемнело», «начался дождь», «солнечное утро» и прочее. Несколькими штрихами обозначьте время года, время суток, место действий, погодные условия и следите за их изменениями по ходу повествования. Как правило, этого достаточно, чтобы читатель понимал – что, где и при каких обстоятельствах происходит.

Если же вы хотите, чтобы пейзаж был не просто фоном, а «говорящим» фоном, особенным «персонажем» произведения, который может играть особую роль и занимать особое место в сюжете, то, конечно, нужно учиться у классиков.
Я хочу предложить вам игру-исследование, вы поймете принцип и потом сами сможете заниматься пошаговым сравнением.

В последние дни ноября, понятное дело, интересны осенние пейзажи.
Перед нами три отрывка из рассказов известных писателей-пейзажистов – Тургенева, Пришвина, Паустовского.
Отрывки имеют три важные объединяющие вещи:
1. Рассказ ведется от 1-го лица.
2. Одна и та же тема: начинается осеннее утро.
3. Некоторые общие атрибуты осени: особенность света, небо, листопад, ветерок, птицы.
Давайте пока их просто внимательно прочитаем. Можете по ходу чтения отмечать что-то особенное, на ваш взгляд, у каждого автора.

№ 1:

Иллюстратор А. Белюкин
Иллюстратор А. Белюкин

№ 2:

Иллюстратор О. Верейский
Иллюстратор О. Верейский

№ 3:

Иллюстратор Г. Епишин
Иллюстратор Г. Епишин

А теперь начнем сравнивать

I. Задача рассказчика

Наверняка вы заметили интересные сравнения, яркие эпитеты, что-то еще… Обратите внимание, что, хотя описания даны от 1-го лица, рассказчики выполняют поставленную перед ними задачу. И эти задачи разные. Сравните:

-5

Это хороший прием, не только понять – от какого лица нужно писать, – но и поставить перед рассказчиком задачу, чтобы передать идею.
Многие почему-то считают, что в описании природы нет какой-то особой идеи, кроме передачи самой природы, но наш пример показывает, что она не просто есть, а должна быть, что и отличает один текст от другого.

Продолжим сравнение завтра. Вы удивитесь, чему нас могут научить классики.

Статьи в подборке "Пишем книгу"
Вариант на сайте
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам, лайкам и прочим признакам того, что вы существуете ☺
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература


Озера
3391 интересуется