Удивительное дело, насколько не похожи одна на другую две церкви, стоящие в Москве, на улице Большая Полянка, буквально в паре сотен метров друг от друга. Я говорю о храме Успения в Казачьей слободе и храме Григория Неокесарийского в Дербицах.
И непохожи они не только внешне. Строгая, лаконичная красота Успенского храма и будто пряничный теремок с ним по соседству. Непохожи и их судьбы. Одну строили всем миром, собирая средства по копеечке, хотя были среди жертвователей и богатые прихожане. Вторая возведена на казенные средства. Одну французы сожгли, вторую пощадили. Лишь коммунисты были последовательны и не изменили себе ни в первом, ни во втором храме.
…В глубине Историй
Храм Святителя Григория Неокесарийского, поначалу деревянный, известен с глубокой древности. Его строил сам великий князь Василий Второй по прозвищу Темный в память об избавлении от татарского плена. Государь, находясь в неволе, окруженный Ордой, поклялся, что если ему суждено снова увидеть Кремль, то на том месте, с которого его глаз коснется кремлевских стен, он построит церковь в честь того святого, чье имя в тот день будет праздноваться.
Произошло это в день памяти Григория Чудотворца, 30 ноября 1445 года.
Деревянному храму везло. Его не трогали пожары, не подтачивали, не подмывали грунтовые воды и не беспокоили враги. Постройка просуществовала аж до конца семнадцатого века, пока возле старой деревянной церкви не возвели новый, каменный храм. Средства на его строительство выделил царь Алексей Михайлович, будущий папа императора Петра Первого, а благословил строительство сам патриарх Никон (что странно, поскольку к началу работ он уже находился в опале у царя; видимо, строительство началось много позже, чем было запланировано). Сам царь в то время был женат первым браком на Марьи Ильиничне Милославской (о чьей семье я косвенно упоминал в другой заметке), а наследником престола числился его старший сын, Феодор Алексеевич.
Кстати, чтобы не забыть и не возвращаться назад, упомяну. На месте того первого, деревянного храма, посейчас стоит часовня-памятник во имя Всемилостивейшего Спаса (4 фото).
…Каменная красавица
Каменный храм строился с 1668 по 1679 год. В его возведении принимали участие лучшие зодчие того времени – Карл Губа и Иван Кузнечик. В результате их трудов в местности, называвшейся Дербицы (то есть лесное, болотистое, труднодоступное место), прямо по соседству с тогда еще не Казачьей, а Ямской слободой выросла пятикупольная церковь в традиционном русском стиле с шатровой колокольней (6 фото).
Ее фасады украсил изразцами знаменитый мастер Степан Полубес (его имя в изразцовом искусстве имело такой же авторитет, как и имя Андрея Рублева в иконописи). Кстати, вся эта яркость и разноцветье в оформлении храма принадлежит задумке самого государя Алексея Михайловича. Планируя новую церковь, он приказал ее стены «прописать суриком в кирпич», «стрелки у шатра перевить» и «расписать бирюзой и белилами».
Храм и правда получился великолепный, достойный именоваться царским. Собственно, в народе его быстро окрестили «Красным», то есть красивым (21 фото внутреннего убранства).
Кстати, это второй храм в Москве после церкви Троицы в Хохлах, где сквозь часовню прорублен проход. По крайней мере из тех, что я знаю. Если подскажете другие такие храмы, буду благодарен (3 фото).
...Царственные таинства
В этом храме, пока еще окончательно недостроенном, но уже имевшем определенный объем и благолепие, Алексей Михайлович совершил венчание со своей новой супругой, Натальей Кирилловной Нарышкиной. А через год здесь же крестили его сына, Петрушу. Оба этих события упоминаются на фресках, похожих на лубочные картинки, в притворе храма. Кстати, есть версия о крещения Петра Первого в Чудовом монастыре и где-то еще, чуть ли не в Твери, но только здесь этому факту имеются зримые (хоть, вероятно, и косвенные) доказательства (4 фото).
Тщательно хранится и оберегается купель, в которой по преданию происходило крещение будущего императора (2 фото).
Крестным выступил Федор Алексеевич, наследник престола и будущий царь, который в свое время обучит своего любимого младшего братишку и крестника верховой езде, искусству охоты и прочим забавам. А также привьёт ему страсть к воинским играм и потешным армиям. Но это будет лишь много позже, а мы вернемся к храму.
Освящал окончательно достроенную церковь уже конечно не Никон, а патриарх Иоаким, в присутствии нового царя, Феодора Алексеевича.
Кстати, на всех пяти крестах её куполов можно рассмотреть короны – знак того, что этот храм посещали царские особы.
…Наполеон как ценитель прекрасного
В достопамятном, горячем и страшном 1812 году французы дошли и сюда. Они сожгли и обесчестили стоящий поблизости Успенский храм, но когда Наполеон увидел красоту храма Григория Неокесарийского, он был очарован ею и все сожалел, общаясь со своими приближенными, что не может поставить его на ладонь и перенести в Париж.
Его восторг был столь велик, что во время бушевавшего здесь пожара он выстроил своих солдат в цепочку и приказал ведрами носить воду и поливать храм, чтобы спасти его от огня.
…Советская власть как ценитель драгоценностей
Храм закрыли в 1939 году. При этом его, как и другие церкви, тщательно ограбили, осквернили и частично разрушили. Последнего настоятеля храма, протоиерея Бориса Ивановского расстреляли в Бутово.
– Церковь, где я служу, принадлежит тихоновскому направлению. Сам я по убеждению тоже тихоновец, ни к каким другим церковным течениям не принадлежу.
– Кого вы знаете из служителей религиозного культа в Леонове?
– В Леонове я знаю живших там священников Кедрова и Павла Филицина.
– Где вы собирались с названными вами священниками?
– Вместе с названными лицами я нигде не собирался, за исключением случайных встреч мимоходом.
– Вы даете неправильные показания, так как известно, что вы, собираясь совместно, проводили контрреволюционную агитацию.
– Нет, я этого не подтверждаю и отрицаю. Никакой антисоветской агитации я не вел, за исключением того, что я, священник, обязан заинтересовать граждан, чтобы они верили в Бога.
(Из стенограммы допроса протоиерея Бориса)
Трудолюбивые святотатцы работали не покладая рук. Ценности, собранные в храме и вывезенные в три пункта Гохрана, были тщательно взвешены и описаны в актах. Не было только указано, куда и что. Известно лишь следующее: в первое место ушли 33 вещи общим весом 4 пуда 9,5 фунтов серебра, во второе место 41 вещь и лом (4 пуда 7/8 фунта серебра) и в третье – 23 вещи (1 пуд 1/4 ф. серебра, 1 бриллиант, 3 рубина, 2 алмаза и несколько мелких бриллиантов на короне, украшения на венце и жемчужный убрус).
В акте даже не поленились отметить, что оба дня грабили с девяти часов утра до десяти вечера.
Протоиерея Бориса Ивановского реабилитировали посмертно в 1957 году. А храм вернули Церкви в 1994-м.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!