Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Храм Успения в Казачьей слободе, или Чем полюбоваться на Полянке, часть 1

Оглавление

Казачья слобода в Москве – район вокруг нынешней Большой Полянки – еще один из богатейших на Историю кусочков Старой Москвы. Многие из ее зданий стояли здесь уже в восемнадцатом веке.

Когда-то отсюда начиналась Серпуховская дорога, а вокруг были раскинуты обширные заливные луга. В разные периоды истории здесь обитали торговцы, ремесленники, стрельцы и казаки. И всегда возле тракта, шумела торговля.

…Ямщики и казачество

Там, где сейчас проходят Казачьи переулки, в шестнадцатом веке лежала Коломенская Ямская слобода. Подобно Ямской слободе на Таганке, здесь селились или останавливались на постой ямщики или, как их еще называли, гонщики.

-2

В тогдашние дальнобойщики шли в основном крестьяне, и принимали на эту работу людей физически здоровых, крепких и выносливых. Ни снег, ни град, ни зной, ни буйные ветра не должны были помешать доставке почты и товаров. А еще приветствовались на этой службе люди добрые, трудолюбивые и честные. Являться хорошим семьянином было обязательно. Вероятно – дабы не прельститься дальними землями и не затеряться на чужбине.

-3

И грабили ямщиков частенько. Кого-то спасали резвые лошади, кто-то отбивался сам посредством жердей и топоров. Но, конечно, не все. И вот поселить казаков поблизости от ямщицких кварталов оказалось идеей весьма благотворной и полезной. Защита была обеспечена по крайней мере здесь, на месте стоянки, хранения и перегрузки ценностей и корреспонденций.

-4

А когда в середине семнадцатого века Ямскую слободу перевели в Замоскворечье на Зацепу (в землю «за цепью», позади таможенной линии), казаки, выходцы из Южных краев, обосновались в этих местах окончательно и безраздельно.

…Успенский храм, что в Казачьей

Центром любой слободы исстари являлась церковь. Был свой храм и у здешних казаков. Кстати сказать, среди служителей этого храма и его прихожан и сейчас немало казаков и членов их семей. Люди в казачьей форме непременно встретятся вам в храме Успения Богородицы в Казачьей слободе в любой церковный праздник и по воскресеньям. Недаром они с незапамятных времен называли себя воинами Христа.

Впервые храм упоминается в 1642 году. Звучит его название как «Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра, что в старой Ямской слободе». А Флор и Лавр, если кто знает или помнит – известные православные мученики, традиционные покровители опять же ямщиков. Их даже на иконах традиционно изображали конными.

А где кони, там и, конечно же, казаки.

Под Черные горы на злого врага
Отец снаряжает в поход казака.
Убранный заботой седого бойца
Уж трам абазинский стоит у крыльца.
Жена молодая, с поникшей главой,
Приносит супругу доспех боевой,
И он принимает от белой руки
Кинжал Базалая, булат Атаги
И труд Царяграда – ружье и пистоль.
На скатерти белой прощальная соль,
И хлеб, и вино, и Никола святой…
Родителю в ноги… жене молодой –
С таинственной бурей таинственный взор.
И брови на шашку — вине приговор,
Последнего слова и ласки огонь!..
И скрылся из виду и всадник, и конь.
Александр Полежаев

Простите, отвлекся.

Один век сменялся другим, а вместе с ними планомерно менялся и облик храма. Теперь он назывался Церковью Пречистой Богородицы Успения, что в Казачьей слободе за Москвой-рекою.

-5

Правда еще какое-то время храм стоял «без пения», то есть без регулярных богослужений.

-6

Каменный храм по благословению патриарха Адриана построил в конце семнадцатого века стольник Натальи Кирилловны Нарышкиной Василий Федорович Полтев. Это было традиционное барокко, однопрестольный восьмерик на четверике и малая трапезная.

А нынешний вид в стиле классицизма храм приобрел спустя еще сто лет. К нему пристроили трапезную с двумя приделами, возвели новую колокольню (7 фото).

В строительстве новой церкви принимали участие не только богатые прихожане, но и самые бедные жители слободы приносили свои две лепты.

…Храм внутри. Горе и радости

Кстати сказать, этот храм в некотором роде уникален. Все его три престола посвящены различным иконам Богородицы: северный – «Седмиезерной Смоленской», южный – «Утоли мои печали» и центральный – «Успения» (20 фото).

В войнах и других бедствиях храм, к сожалению, утратил прежние убранства.

Французы разграбили и сожгли храм дотла, погибло все внутреннее убранство. Когда французы повернули вспять, местному старосте Никите Карпышеву понадобилось целых шесть лет, чтобы восстановить церковь из пепелища. Причем свидетельствуют, что дом старосты также погиб в пожаре, но его восстановлением тот занялся лишь после того, как был заново восстановлен храм.

Впрочем, нет, в сказанном выше есть маленькая неточность. В пожарах и бедствиях, постигших храм, кое-что что-таки чудом уцелело. В куполе над главным престолом сохранилась оригинальная роспись.

-9

И вот этот фрагмент фрески девятнадцатого века над центральным входом тоже чудом сохранился, намекая на то, каков был храм изнутри в прошедших веках.

-10

...Беды, возрождение и возвращение

Спустя еще сотню с небольшим лет храм был в очередной раз разграблен, теперь уже русскими, вернее, советскими людьми. Это произошло в 1922 году, когда из храма вынесли все, что смогли унести, в том числе бесценное напрестольное Евангелие 1696 года и икону «Утоли мои печали», дар храму от донских казаков. Уничтожили также и церковный архив.

Говорят, что общий вес золотой и серебряной утвари, вынесенной из храма, составил одиннадцать пудов!

В храме устроили кузнечную мастерскую, книжную лавку и архив Финансово-экономического института. Во время войны в нем расположили склад, а в алтаре на некоторое время поселилась семья военного летчика.

Многие здания, принадлежавшие храму, были снесены. Но сохранился Доходный дом купца Александра Лепешкина, построенный в 1864 году (3 фото).

Возрождение храма началось в девяностых годах прошлого века, после того, как храму присвоили статус памятника архитектуры семнадцатого века и поставили на государственную охрану.

Местные казаки вместе с другими прихожанами храма активно взялись за его очистку, восстановление и оформление всех необходимых бумаг. Первым настоятелем церкви после ее открытия на Пасху 1994 года стал священник Михаил Васильев, сам родом из Донских казаков.

Сейчас в этом храме ведутся неспешные работы по возвращению на его стены росписей. Служительница храма рассказала мне, что роспись делается уникальная, специально создаваемая для этой церкви. Сейчас работы ведутся в южной части (3 фото).

А росписи – это то, что меня отчего-то не оставляет равнодушным! Поэтому вот вам немножко видов того, как они выглядят в процессе зарождения (12 фото).

А я на этом завершу свой рассказ о храме Успения Богородицы в Казачьей слободе. Впереди нас ждет история еще одной старинной церкви, расположенной совсем рядом. И у нее тоже удивительная и богатая история!

-14

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.

Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!