Найти тему

Изучаем закон единообразия в 9 классе. Обязательный элемент — цитогенетическое обоснование результатов опытов

Первый урок раздела «Генетика» был посвящен истории методологии этой науки и биографии Грегора Менделя. На втором разбираем закон единообразия и учимся решать простейшие задачи.

Фото с ресурса https://www.sport-express.ru/
Фото с ресурса https://www.sport-express.ru/

Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Кстати, первый урок по теме "Генетика" здесь.

Поскольку понятийный аппарат генетики – это лавина новых для школьника слов, но без него никуда, начинаем урок с повторения терминов. Все термины, как я уже поясняла в предыдущей статье, собраны мною в словарик под названием «Язык генетики» и роздан ученикам. Мало того что повторяем, еще и задаю на дом повторить и обещаю проверить познания в этой области путем «Терминологического диктанта».

Следующий этап урока – еще немного методологии. Рассматриваем метод гибридизации и изучавшийся Менделем объект – горох посевной. Хорошо бы иметь крупные изображения, по которым школьникам будет ясно, что у гороха есть пары четко различающихся признаков.

Кроме того, Мендель взял для опытов не абы какое растение, а такое, которое не боится заморозков и быстро вегетирует. Ну, и вишенка на торте – крупный цветок, удобный для кастрации и большой размер семян. Мендель носил очки, поэтому последнее обстоятельство оказалось довольно важным.

Но самым главным в методологии Менделя оказалось то, что он догадался на первом этапе изучать только один признак, не отвлекаясь на другие. Если окраску семян, то только окраску семян, безотносительно величины плода или длины тычинок.

Когда все это проговорено, можно приступать к выведению им закона единообразия.

Это интерактивный слайд. Изначально на нем только текст. Две горошины на белом фоне "саморазмножающиеся" - можно сколько угодно сдвигать их с места и получать таким образом копию. Копии размещаю на сером фоне так, чтобы получилась схема опыта
Это интерактивный слайд. Изначально на нем только текст. Две горошины на белом фоне "саморазмножающиеся" - можно сколько угодно сдвигать их с места и получать таким образом копию. Копии размещаю на сером фоне так, чтобы получилась схема опыта

При изучении законов генетики я всегда делаю упор на цитологическое обоснование результатов опытов. Для этого на опорном конспекте заготовлена схема, в которой ученики рисуют и раскрашивают хромосомы. Нужно только пояснить два допущения, использованные в схеме.

Первое – хромосомы состоят не из одного гена, а из множества, но мы на это множество «закрываем глаза». Гениальный Мендель указал нам путь – изучать наследование только одной пары генов.

Второе – ни гены, ни хромосомы не имеют цвета. Точнее, под микроскопом они представляются нам черными. Раствор для ПЦР может иметь синий цвет – но это красители. Ни желтых, ни зеленых генов не бывает.

Здесь же, при объяснении закона единообразия, полезно ввести элементы записи, используемые при решении задач. Как обозначается родительское поколение, как – гибридное, что обозначает крестик и т.д.

Первые две строки схемы мы заполняем вместе, а последнюю предлагают девятиклассникам заполнить самим. Сколько же восторга, когда они понимают, почему у Менделя в этом опыте все горошины были зелеными!

Принцип слайда такой же, как и приведенного выше. Хромосомы образуют копии, которые можно размещать на схеме.
Принцип слайда такой же, как и приведенного выше. Хромосомы образуют копии, которые можно размещать на схеме.

Предлагаю школьникам самим сформулировать закон. Из кривых, но самостоятельных фраз выкраиваем что-то удобоваримое и записываем формулировку закона.

-4

Затем ищем в этой формулировке «ключевое слово». Это слово «гомозиготных». Иными словами, если скрещиваются не гомозиготные особи, а какие-либо иные, закон выполнен не будет.

Знакомимся с такой вещью: закон работает в обе стороны. Скрестили гомозиготы – получили единообразие. Получили единообразие – значит, скрещивали гомозиготы. Пригодится для знакомства с анализирующим скрещиванием.

На сладкое – решение задач. Задачи, конечно, самые простые. Например, как на фото ниже.

-5

Но перед этим намертво закрепляем этапы решения задач путем вот такой работы в группах:

-6

Цель – усвоить закон единообразия, порядок записей и убедиться в том, что в решении задач нет ничего страшного.

На дом задаю подучить «Язык генетики», составить и решить свою задачу.

А вы приводите цитогенетическое обоснование опытов Менделя?