Найти тему

Аутизм. Чтение. Как ребенок научился читать. Наш опыт.

Оглавление

Здравствуйте, друзья. У нас в семье растет дочка с диагнозом аутизм. Сейчас ей девять лет и она второклассница в коррекционной школе.

На данный момент дочка читает достаточно хорошо для своего диагноза и возраста. Да, она иногда запинается, есть какие-то сложные для чтения, громоздкие, незнакомые слова, в которых она и запнется, и ошибется. Но в остальном она читает хорошо и даже бегло, не по слогам, а просто как обычный ребенок. Мне особо не с кем сравнивать, но если сравнить с ютубом, примерно как ребенок лет семи.

Конечно, я говорю только о технике чтения. Трудно выражает при чтении какие-либо эмоции, (но это вообще наша проблема), не совсем понимает знаки препинания, когда точка, когда запятая, когда нужно сделать паузу, когда остановиться. Она знает название этих знаков, не ошибется, если ее попросить показать и запятую, и точку и восклицательный, вопросительный знак. Двоеточия, тире и прочее - конечно, мимо.

Кроме того, ей трудно понять смысл прочитанного, если это не совсем легкий текст, типа: Девочка и мальчик играют на детской площадке, малыш катается на качелях, мама пошла в магазин и купила яблоки, бабушка и внучка собирают листья в парке. Сомневаюсь, что она понимает фразы типа: Наступили холода и птицы улетели на юг....Да, она знает, что такое птицы и улетать, но где он, тот юг, что это такое, можно ли его потрогать.........И уж точно, дочка не понимает никаких поучительных текстов, рассуждений, и вообще текстов посложнее, чем для возраста 3 лет, наверное. Понимание речи это наш бич.

Как дочка научилась читать? Сама, я ничего не делала для этого. Она как-то сама сообразила. Я и не знала, что она умеет, пока психолог, с которым мы занимались в то время, не сказала мне, что она у вас читает....Дочке было три с половиной, примерно, точнее не помню просто. Я удивилась, и мы тут же проверили, написали несколько слов, самых простых, уж не помню, типа мячик, домик, кошка и дочка их прочитала.

Так как же она научилась и прочитала ли она действительно те слова, как мы это понимаем? Я думаю, что ребенок на тот момент не умел читать именно по буквам и слогам, скорее всего, дочка запоминала слова целиком, потому, что я с ней очень много занималась по карточкам (не чтением, а вообще), а каждая карточка была подписана. Она просто запомнила, что вот такое сочетание знаков - это значит КРАСНЫЙ, например, а вот такое - ЦВЕТОК.

Насколько я понимаю, это называется Глобальное чтение, методика, разработанная Гленом Доманом, когда единицей чтения является не буква, а слово.

Суть глобального метода обучения чтению заключается в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. Одновременное восприятие информации в нескольких модальностях (зрительно, на слух, тактильно) регулярно в течение длительного времени помогает мозгу сформировать определённые нейронные связи и механизмы, в результате которых ребёнком самостоятельно, "в удобное для него время", самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.

Но мы применяли эту методику совершенно неосознанно, ничего о ней не зная, и преследовали другие цели, например, просто учили названия предметов, цветов, всяких там овощей-фруктов, и параллельно научились читать.

Кроме того, у нас был детский столик, с алфавитом, цифрами, еще чем-то, в любом детском магазине можно купить подобные. С раннего возраста дочка видела буквы, иногда мы ей их называли, без цели научить, ребенок был маленький, да еще и с более глобальными проблемами, как незнание каких-то там букв, никто об этом и не думал.

К началу занятий столик мы заклеили такой бумагой-самоклейкой, чтобы ничего не отвлекало от занятий, но, видимо, у нее в голове буквы отложились и она их помнила.

Также иногда дочка смотрела всякие развивающие передачи, на том же ютуб их просто море, есть и по чтению, и по счету и по изучению всяких разных понятий, цветов, животных и так далее. Я не считаю, что это плохо, и не запрещаю ребенку иногда смотреть как развивающие передачи, так и мультики.

Я не знаю, когда и в какой момент времени она соотнесла букву и звук отдельно, а не целиком звучание слова, но это произошло. Лет в пять она точно читала именно по буквам, а не по словам.

Конечно, разумеется, после мы с ней читали вместе, именно занимались, но мы уже развивали навык чтения, а не учились читать, и тогда же обнаружилось, что дочка вполне способна писать корявые, огромные, печатные, но буквы и цифры.

Сейчас дочка может вполне прочесть что угодно, но именно прочесть, а не понять. Например, мы читаем в учебнике текст "Всякой вещи свое место":

Видите вопросы и задания? Дочка не может на них ответить, кроме второго: что ты видишь на картинке? Я читаю вопросы и отвечаю на них, чтобы она хотя бы слушала, но вопросы к тексту у нас примерно такие: Что ищет Сережа? Кто ищет свои вещи? Где один носок, а где другой? И ответы мы ищем в тексте и их читаем. Ни о каком пересказе речь тоже пока что не идет.

Если кому интересно, то вот такой учебник, подобрали в школьной библиотеке, учебник для учащихся с интеллектуальными нарушениями, Автор-составитель С.Ю. Ильина

Свои фото
Свои фото

Спасибо, что дочитали до конца!)

Читайте, ставьте лайки, комментируйте)

Подписывайтесь на наш канал!!!!)