Найти в Дзене
Memento mori

Древнерусские надгробия

Недавно в одной из соцсетей наткнулась на утверждение, что сразу после перехода от язычества к христианству на надгробиях начали изображать крест.
Дай, думаю, напишу что-нибудь.

Так вот, крестов на надгробиях в Центральной России не было, вплоть до раскола. То есть лишь с середины XVII века надгробия стали постепенно принимать привычный вид и обретать типовую символику, дошедшую до наших дней, в основном под влиянием "моды" на иные формы, пришедшей с Запада.

1547 год, надгробие первой игуменьи Новодевичьего монастыря - преподобной схимонахини Елены, Москва
1547 год, надгробие первой игуменьи Новодевичьего монастыря - преподобной схимонахини Елены, Москва

Скорее всего, "попирать крест ногами" было запрещено. На "вертикальные" плиты, встроенные в стены храмов, этот запрет конечно же не распространялся.

А отдельно установленные вертикальные кресты если и "сопровождали" старинные захоронения, то до наших дней практически не сохранились. Возможно, их делали из дерева, так что через поколение-другое от крестов не оставалось и следа. Но это лишь предположения. В Историческом музее Москвы есть чудом дошедший до наших дней каменный крест, да и он скорее памятный (там перечислены села, подаренные церкви):

Кстати, интересна трансформация "попирания": позже в Россию пришла традиция встраивать могилы под плиты пола храмов или при входе в храм. Вообще, чем ближе к алтарю похоронен человек, тем почетнее место. Но, как правило, в церкви хоронили с установкой сверху саркофагов. Плиты у нас встречаются редко.

Донской монастырь, Москва
Донской монастырь, Москва

Я уже рассказывала, что чести быть похороненным в церкви удостаивались обычно или правители, или высшее духовенство. И в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга или в Архангельском соборе Москвы можно посмотреть на такие захоронения. Место каждого погребения отмечено саркофагом (и традиция немного сохраняется в наши дни, например, Патриарх Алексий II в 2008 году был захоронен в Богоявленском Елоховском соборе под плитами пола и установили саркофаг).

Но опять же, это современные саркофаги. С крестами. А если говорить о захоронениях до середины XVII века, то никаких крестов не было даже там.

Фрагмент надгробия царевича Дмитрия Ивановича, погибшего в Угличе, из Архангельского собора. 1606г.
Фрагмент надгробия царевича Дмитрия Ивановича, погибшего в Угличе, из Архангельского собора. 1606г.

Кстати, во многих других странах в старых соборах и церквях пол может быть целиком выложен надгробными плитами. Так люди, проходя по плитам, отдают дань памяти праху усопших.

Но я немного отвлеклась в сторону.

В XIII веке на территории нынешней Центральной России постепенно изжил себя обычай захоронения в курганах. Умерших начали хоронить близ церквей, в святой земле, и отмечать место погребения валуном, или, впоследствии, - плитой, которая не содержала даже имени усопшего. Имя, и вообще эпитафия, появились лишь в конце XV - начале XVI века.

1575 год, надгробие боярина Бутурлина, Свято-Троицкая Сергиева лавра
1575 год, надгробие боярина Бутурлина, Свято-Троицкая Сергиева лавра

Поначалу было принято указывать год от сотворения мира. К примеру, на надгробии с фотографии выше указан 7084 год.

У всех надгробных плит тех времен можно выделить характерные элементы: орнамент по краю - косичка или "волчий зуб" (маленькие треугольники, похожие на клинопись), декоративная розетка вверху и центральный элемент - круг/колесо с идущим к нему орнаментом, который зачастую называют "вилочковым" или "вилочкообразным" крестом, но по факту это не крест конечно же.

1528 год, надгробие Феодорита-книгохранителя, Свято-Троицкая Сергиева лавра
1528 год, надгробие Феодорита-книгохранителя, Свято-Троицкая Сергиева лавра

Сколько же теорий о том, что означает эта символика!..

Я встречала версии, что это отсылки к священному древнегерманскому дереву Ирминсуль; что это трансформированный якореобразный крест древних христиан; что что англосаксонская руна Альгиз; что это ведическая символика, пришедшая к нам из Индии...

Древние надгробные плиты и саркофаги Спасского монастыря, Верея, Подмосковье. На центральной плите можно разглядеть "вилочковую" розетку, а вот на саркофаге слева уже - крест и орудия страстей Христовых. Встреча эпох.
Древние надгробные плиты и саркофаги Спасского монастыря, Верея, Подмосковье. На центральной плите можно разглядеть "вилочковую" розетку, а вот на саркофаге слева уже - крест и орудия страстей Христовых. Встреча эпох.

Мне кажется, что объяснение гораздо проще.

Наше языческое прошлое не исчезло навечно, и раз за разом возникает в самых разных сферах, особенно в ритуальной - ведь здесь традиции сильны, чем где бы то ни было. И поклонение солнцу, которое трансформировалось в солярные символы буквально везде - на одежде, на вещах, - нашло отображение и на плитах. Всмотритесь в эту символику:

Надгробие дьяка Василия Беды, 1480г. С сайта Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Надгробие дьяка Василия Беды, 1480г. С сайта Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Или вот еще:

Надгробие иконописца-монаха Евстафия Головкина, 1603г. С сайта Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Надгробие иконописца-монаха Евстафия Головкина, 1603г. С сайта Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Не оставляет ощущение, что эти символы - близняшки тех, что мы видим на прялках, вальках, наличниках... В общем, в узорах старинной промысловой резьбы из разных регионов страны.