В давние времена на Русь пришел из Византии любопытный обычай - хоронить в церкви царей, высших сановников, патриархов.
В 1247—1248 годах московский князь Михаил Хоробрит, брат Александра Невского, построил деревянный храм во имя своего небесного покровителя Архангела Михаила. Однако прошло меньше ста лет, и вот Иван Калита, князь Московский, Владимирский и Новгородский, повелевает на месте деревянного храма построить каменный, - как благодарность за избавление Руси от голода во время неурожая. Калита вообще активно обустраивал Кремль, - построил дубовые стены, заложил несколько храмов. Тогда же появилось и само слово - кремль.
Итак, в 1333 году белокаменная Архангельская церковь была построена, и Иван Калита завещал похоронить себя в ней после смерти, что и было исполнено в апреле 1340 года. Так на Руси появилась первая великокняжеская усыпальница. А название обрело новый смысл - именно Архангел Михаил считается проводником душ умерших.
К началу XVI века церковь обветшала, и вдобавок стала слишком мала для скопившихся там саркофагов, и потому Иван III решил разобрать древнюю усыпальницу и построить новую, более просторную, что и было сделано. На месте старого храма в 1505-1508 годах возвели новый величественный Архангельский собой, для строительства которого пригласили итальянского архитектора Алевиза Нового.
Сам Иван Васильевич умер через через несколько дней после закладки нового храма, и там же был погребен. Достраивал его сын, Василий III. В 1508 году в собор поставили все саркофаги, которые на время строительства были перенесены в церковь Иоанна Лествичника.
К слову, сами белокаменные саркофаги с телами размещались под плитами пола. Сверху с 1630 года начали устанавливать кирпичные надгробия с плитами, на которых размещалась эпитафия. В 1906 году надгробия покрыли сверху бронзовыми футлярами.
За прошедшие века Архангельский собор не раз ремонтировали. Горел в 1547 и 1737 годах, а в 1812 французы основательно здание разорили, и вдобавок в алтаре была устроена кухня для Наполеона. Во время восстания 1917 года в храм попал снаряд, но в советское время все восстановили, хотя богослужения и были до 1991 года прекращены.
Собор долгие года был местом, которое объединяло и примиряло даже лютых врагов. Над гробами отцов давались клятвы верности удельных князей и заключались союзы против общего неприятеля. Появился и еще один интересный обычай - любой человек мог подать челобитную властителю (вход в собор был свободный), просто оставив ее на царских гробницах. Такое прошение обязательно попадало в руки царю.
Обычай был отменен Петром I, как собственно и сами захоронения в Архангельском соборе: после переноса столицы в Петербург правителей стали хоронить в Петропавловском соборе. Петр Великий сам и упокоился там, первый, когда собор еще не был до конца достроен.
Таким образом, последними, кто упокоился в Архангельском соборе "официально", был старший брат Петра I, Иван Алексеевич, умерший в 1696 году, да его юный внук Петр II, который в 1730 году приехал в Москву на свадьбу, но скончался от оспы накануне.
Отдельно в соборе выделятся деревянная рака для мощей князя Михаила Черниговского. Церковь причислила его к лику святых за смерть в Орде в 1246 году за христианскую веру. Останки князя в 1570-е годы были перенесены из Чернигова в Москву, по воле Ивана Грозного.
Останки невинно убиенного царевича Дмитрия, также причисленного к лику святых, находятся под белокаменной резной сенью. В 1812 году французские солдаты похитили серебряную раку и просто кинули мощи валяться рядом. Их обнаружил священник Иван Яковлев и спрятал в церкви Вознесенского монастыря. После ухода французов была изготовлена новая рака.
Кстати о Вознесенском монастыре. Великая княгина Евдокия, супруга Дмитрия Донского, основала эту одну из первых женских обителей в Москве в 1386 году. Вознесенская церковь этого монастыря и стала местом последнего упокоения княгинь и цариц так же, как Архангельский собор - местом, где были похоронены их мужья. Звучит странно, но после смерти супруги воссоединялись лишь на небесах видимо, но никак не на земле.
До Евдокии, впрочем, жен и дочерей великих князей хоронили в соборе Спаса-на-Бору, но Евдокия положила начало новой традиции, пожелав упокоиться в созданной ею обители. Там окончили свой путь и первая любимая жена Ивана Грозного Анастасия Романова, и его мать Елена Глинская, и мать Петра I Наталия Нарышкина, и византийская принцесса Софья Палеолог. Последней здесь в 1731 году похоронили Прасковью Ивановну, сестру императрицы Анны Иоанновны.
К слову сказать, в Петербурге подобного разделения уже не было, - Петропавловский собор принимал под свою крышу всех императоров и императриц.
В 1929 году монастырь взорвали большевики. Но перед этим ученым удалось достучаться до властей, так что все белокаменные гробы были перенесены в подклеть Архангельского собора, где и находятся ныне. Так, спустя несколько веков, все-таки останки княгинь и цариц оказались рядом с мужьями и сыновьями.
Архангельский собор сейчас - место, куда приходишь прикоснуться к истории. Захоронения, сохранившиеся до наших дней, - это и огромный материал для изучения, и древняя летопись минувших времен. Здесь нашли последний приют удельные князья и принявшая православие татарская знать.
Здесь князь Дмитрий Донской, Иван Грозный с сыновьями и Фёдор Иоаннович, последний царь династии Рюриковичей. Здесь погребен царь Василий Шуйский. Борис Годунов поначалу тоже был захоронен в Архангельском соборе, но теперь его усыпальница - в Троице-Сергиевой лавре. Здесь первые цари династии Романовых - Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич. Из глубины веков всплывают эти имена и образы, когда ходишь меж надгробий, и кажется, что тени прошлого еще тут, в дрожании свечей и отблеске окладов икон.