Система Константина Станиславского оказала огромное влияние на Голливуд. Многие современные актеры до сих пор считают его систему лучшей для работы.
В наши дни, принимая новую роль, актеры часто претерпевают невероятные трансформации. Чтобы сыграть в «Тутси» (1982), Дастин Хоффман в реальной жизни носил парик, узкие юбки и высокие каблуки. Роберт Де Ниро действительно работал нью-йоркским таксистом. Джек Николсон обнаружил гнев внутри себя, вспоминая ссоры с бывшей женой во время «Сияния» (1980).
Этот метод, при котором актер переживает то же, что и его персонаж, первоначально был предложен русским театральным режиссером Константином Станиславским в 19 веке, а затем его последователи в США адаптировали его для кино. Сегодня эту систему в разных вариациях до сих пор преподают в различных актерских школах, от Нью-Йорка до Голливуда.
Что такое система Станиславского?
Актер и режиссер Константин Станиславский – отец всей современной актерской школы в России. Еще в 1898 году вместе с режиссером Владимиром Немировичем-Данченко Станиславский создал Московский Художественный театр, где успешно применял и развивал на протяжении десятилетий свою систему - передовую и несколько бунтарскую, отрицавшую старые догмы. Он описал это в своей книге «Актерская работа над собой» (1938).
Его система основана на следующих принципах:
- Истина опыта (актер должен испытывать правдивые эмоции)
- Работа с обстоятельствами (актер должен изучить образ жизни персонажа)
- Игра «здесь и сейчас» (любое действие рождается на сцене)
- Актер должен постоянно совершенствоваться
- Актер должен взаимодействовать с коллегами по сцене.
Как система Станиславского оказалась в США?
В 1923-1924 годах МХАТ гастролировал по США. Организаторы развернули невероятную пиар-кампанию: в СМИ появились статьи о русском театре и гении Станиславского, цикл лекций об актерском искусстве под руководством Станиславского и актера-эмигранта МХТ Ричарда Болеславского.
Интерес американцев к русской системе был настолько велик, что Болеславский вместе со своей коллегой Марией Успенской в 1923 году открыл Американскую лабораторию «Театр». Среди их учеников были Ли Страсберг и Стелла Адлер, которые позже организовали «Групповой театр», а затем и собственные студии.
Страсберг посетил спектакли МХТ и был поражен игрой; поведение артистов было реальным и легким, по его признанию. Работая в Group Theater, Страсберг разработал эту систему в ответ на американские культурные нормы. Его основным принципом было использование «аффективной памяти» и означало, что актер должен заново пережить единичное событие из своего прошлого, чтобы использовать правдивые чувства в сцене.
Страсберг применял свой метод не только в Групповом театре, но и когда возглавлял Актерскую студию в Нью-Йорке в 1950-е годы. Джек Николсон, Роберт Де Ниро, Марлон Брандо, Дастин Хоффман и многие другие окончили его школу. В Голливуде он также основал «Институт театра и кино Ли Страсберга», назвав свою систему «Метод актерского мастерства».
Однако Стелла Адлер не согласилась со Страсбергом по самой методологии актерского мастерства и решила спросить Константина Станиславского лично - и стала его ЕДИНСТВЕННОЙ американской ученицей. В 1934 году Адлер провела пять недель на стажировке в Париже, а позже основала Студию актерского мастерства Стеллы Адлер. Среди ее учеников были Марк Руффало, Джуди Гарленд, Элизабет Тейлор, Мелани Гриффит.
Кроме того, в США были и другие интерпретаторы методов Станиславского, например, актер МХТ Михаил Чехов (племянник Антона Чехова), основавший в 1939 году «Актерскую лабораторию». Его система помогла раскрыть таланты Мэрилин Монро и Клинта Иствуда.
Актеры, которые работают по его системе.
Аль Пачино познакомился с системой Станиславского еще подростком, и тогда она показалась ему… скучной. «Что знает о Станиславском пацан лет тринадцати, четырнадцати?» сказал он . «Все, что я знал, это то, что ты поешь, танцуешь, веселишься, подражаешь. Мне потребовалось, я не знаю, сколько лет, чтобы преодолеть это». Сейчас он является сопрезидентом Актерской студии вместе с Эллен Берстин и Алеком Болдуином.
Роберт Де Ниро изучил систему Станиславского под руководством Стеллы Адлер и Ли Страсберга. Для «Бешеного быка» (1983) Де Ниро сам участвовал в трех боях на ринге, помимо того, что набрал более 20 кг. Готовясь к «Таксисту», актер получил настоящую лицензию и две недели работал по 12 часов в сутки в настоящем нью-йоркском такси. В «Мысе страха» (1993) он попросил дантиста обточить ему зубы.
В конце концов, система повлияла не только на киноиндустрию, но и на самих актеров. Как однажды сказал Дастин Хоффман , его феминистское сознание воспитала Тутси: готовясь к роли, он носил каблуки и женскую одежду и ходил по Нью-Йорку инкогнито.