Фильм «Преступление по-аргентински» (2022) подозрительным образом никто не обсуждает. А повод для дискуссии имеется, так как лента в известной степени причастна к волне, которую некогда поднял сериал «Настоящий детектив». Если быть предельно точным, к той его сфере воздействия, которая соотносится с т.н. «иберийским нуаром».
Тут будет уместным вспомнить испанскую кинокартину «Плавни» («Миниатюрный остров»), которая совмещала в себе криминальные аспекты, политические моменты и некую социальную напряженность. «Преступление по-аргентински» явно создавалось под впечатлением этого резонансного триллера. Только получилось не настолько мрачно.
Действие происходит в аргентинской провинции в 1980 году, в момент, когда в стране установлено подобие диктатуры. Не настолько жесткой как всякого рода европейские образцы периода войны, но всё равно сопряженной с разнообразными эксцессами и репрессиями. Надо сказать, что военные играли ключевую роль в местной политике ещё с 30-ых годов.
На этот раз речь шла о «национальном возрождении». С одной стороны как бы сохранялись институты гражданского общества. Но в то же самое время они дублировались нелегальными военными формированиями. Это относилось, в том числе, к сфере правоохранительных органов и судебной власти.
Именно в этих условиях пропадает представитель одной весьма состоятельной фамилии. И не совсем понятно: то ли он ушел в загул, то ли его похитили, то ли за него потребуют выкуп. Представители следственного комитета ведут дело так, как их учили. А военные, по сути, проводят рейдовую операцию.
Впрочем, ни одни, ни другие не снискали успеха. Мы забыли сказать – сюжет фильма основан на действительных событиях, а потому в отдельных деталях имеются некоторые «шероховатости реальности». История не совсем «гладкая» и во многих частностях вызывающая множество вопросов.
Рано или поздно на горизонте должен был появиться подозреваемый. В данном случае интересы расходятся: представители хунты хотят как можно быстрее закрыть дело, а следователи - вернуть пропавшего человека назад. Желательно живым и здоровым.
Впрочем, с каждым моментом закрадывается всё больше и больше сомнений, что это удастся сделать. И вот здесь начинается правовая казуистика: нет тела – нет дела об убийстве. И пока не обнаружен труп, никак не переквалифицировать открытое дело о похищении.
Фильм ещё интересен тем, что оставил открытыми многие вопросы. Например, подозреваемый беспардонно прикрывается политикой, хотя на самом деле речь идет о странном криминальном происшествии. Опять же сугубо правовой путь потребовал пять лет, а военные всё решили за несколько дней. Хотя методами и далекими от гуманных.
Опять же возникает вопрос относительно судьбы преступника, который уже в 90-ые вышел на свободу и стал общественным деятелем. Это вообще нормально? Может быть, было бы более целесообразно ему где-нибудь исчезнуть. Что вновь и вновь возвращает нас к знаменитой тираде из «Красной жары»: «Зато советский метод эффективнее…»
Если подводить итог, то мы видим очевидное состязание в части создания качественного мрачного кино между Аргентиной и Мексикой. Первая делает ставку на психологию, вторая – на мистические моменты. Что касается иных американских стран, то кино США погубила т.н. «повестка», а Канада рискует навсегда остаться площадкой для малобюджетных триллеров.