- Надоело работать "на дядю", буду свой бизнес открывать, - сообщил Ваня, когда пришел в гости к своей тетке Виктории Иннокентьевне и ее дочерям.
- Хорошее дело. И какой бизнес? Ты, кстати, в этом что-нибудь понимаешь? – спросила тетка.
- А что тут понимать, купи-продай, - хмыкнул Ваня. – Я тут с одной фирмой переговоры веду, они торгуют косметикой. У них там такая система…
- Все ясно, распространение и пирамида, - сказала старшая кузина, выслушав Ваню. – Ну, на распространении многие неплохо зарабатывают и даже карьеру делают. Только тут надо особым характером обладать.
- Уметь впаривать, - добавила младшая кузина. – Мне тоже такие бизнесы предлагали, но не по мне это. Это нужно уметь уговорить потенциального покупателя, не огорчаться, когда тебя пошлют. В общем да, характер соответствующий нужен. Ты уверен, что сможешь?
- А что тут мочь, - удивился Ваня. – Ты предлагаешь, у тебя покупают.
- Или не покупают, - вздохнула младшая кузина. – К нам в учительскую в техникуме по паре раз в неделю распространители ходят. С косметикой, книгами, ножами какими-то, терками. При мне никто из коллег не купил. А сейчас – как придет такой коммивояжер, все преподы хором – нам ничего не надо.
- Комми… кто? – спросил Ваня.
- Раньше так назывался тот, кем ты хочешь сейчас работать, - пояснила старшая кузина.
- Кстати, насчет вашего техникума. У вас же там много женщин работает. Давай я тебе каталог дам, ты им предложи товар. Тебе же все равно на переменах делать нечего, вы в учительской тусуетесь и болты болтаете, вот и продай им косметику, - обрадовался появлению рынка сбыта Ваня.
- Есть нам что на переменах делать. И потом, если я захочу так подрабатывать, я сама с этой фирмой свяжусь и буду от себя продавать. И сама прибыль получать, - младшая кузина удивилась, но предпринимательской жилкой Вани восхитилась.
- Девчонки, может вступите в нашу фирму? – обрадовался Ваня. – Если троих сотрудников приведешь, тебе баллы начисляются…
- Знаю, знаю, - перебила его старшая кузина. – Эта схема с девяностых годов известна. Была такая фирма, на три эм. Типичная пирамида. Там же доход получают только те, кто на вершине. И вообще, не нравится мне все это.
- Ну, как знаете, - слегка обиделся Ваня. – А сами ничего купить не хотите? Что если я к вам завтра с моим куратором приду?
- Ну давай, - нехотя согласились кузины.
Следующим вечером Ваня пришел к ним в сопровождении энергичной женщины средних лет, которая тут же начала произносить жаркую речь. Как поняли тетка и кузины, она давала Ване мастер-класс. Ее терпеливо выслушали, и младшая кузина даже приобрела духи.
- Один черт новые надо покупать, у меня кончаются уже. А тут прямо на дом принесли, не надо по магазинам в эту слякоть бегать, и цена приемлемая. И главное – запах мне действительно нравится, - объяснила она.
От прочих же шампуней-помад категорически отказалась. Когда гости ушли, тетка Вани с сомнением покачала головой.
- Эта женщина что угодно кому угодно впарит, - сказала она. – Но я сомневаюсь, что Ваня так же сможет. Я-то его знаю. Да и не нравится мне этот принцип – закупаешь товар на свои деньги, продаешь дороже, разницу – в карман. Слишком много риска. А вдруг не продашь? Нехорошее предчувствие у меня.
- Да вот же, - вздохнули кузины, нюхая духи и ими же усиленно душась.
Заодно подушили и маму.
***
- У Вани все плохо, - сообщила Виктория Иннокентьевна через три месяца. – Только что от них, к Зине (Ваниной маме) в гости ходила. Ваня и Маня теперь живут у нее, на съем квартиры денег нет. Ваня взял кредит и выкупил большую партию косметики в этой своей фирме, которая пирамида. У них теперь вся квартира коробками заставлена. Почти ничего не продал. Кредит отдавать нечем. Зина плачет. Ваня ушел в з@пой. С Маней постоянные скандалы. Я предполагала, что этим кончится. Да и какой из него предприниматель? Тем более – продавец косметики.
- А он куда ходил, где все это предлагал? – спросили кузины.
- Зина говорит, сначала они с Маней три дня отмечали. Будущее богатство, Мальдивы и прочее. Потом Ваня стал ходить по организациям. За неделю продал один крем. Маню подключил. Она по своим подружкам-знакомым пошуршала. Продала вроде шампунь и помаду. Выручили рублей двести, что ли. Потом Ваня еще попытался что-то продать, не вышло. И он бросил вообще что-либо делать. Что теперь со всей этой кучей косметики делать – не знают. Зина и Маня потихоньку шампунями и бальзамами моются, не пропадать же добру. Мне вот Зина два флакона шампуня дала, хотела просто подарить, но я ей деньги отдала, - рассказала мама.
- Да-а-а, - протянули кузины, - вряд ли это спасет его бизнес. Не вышло из него буржуя, владельца заводов, газет, пароходов. А с кредитом что?
- Зина была поручителем, теперь со своей пенсии и зарплаты отдает, там перерасчет сделали, - ответила мама.
- И вот что странно, - задумалась старшая кузина. – Мы же в девяностые уже достаточно взрослые были, хорошо помним эти три эм и чем все закончилось. Неужели до сих пор кто-то из нашего поколения на это покупается?
- Так пирамиды до сих пор существуют, значит, покупаются. Иначе они бы не существовали, - резонно заметила младшая кузина.
Другие рассказы и коммерческой деятельности Вани и Мани:
Прибыльный бизнес для молодой семьи
Выгодные гешефты, которые почему-то принесли убытки
Нарушить обещание – потерять деньги. Но не все это знают