Найти в Дзене

Критерии аттестации в БИ

Оглавление

Вообще, принимать экзамены — то ещё дельце. Особенно принимать детские экзамены. Кто принимал, тот знает... С одной стороны не дать очередной пояс — слёзы, огорчения, обида, но не столь страшно это, сколько (особенно в младшем школьном возрасте) демотивация и повод для прекращения занятий. Но с другой, кю ведь присваиваются вполне себе настоящие... И как потом смотреть в глаза коллегам?.. Честно говоря я не завидую инструкторам детских групп. Ну, да бог с ними, с детьми. Вернёмся ко взрослым.

Я сам принимал участия в нескольких десятках аттестаций и как аттестуемый, и как член или председатель аттестационной комиссии. Поэтому насмотрелся, наверное, на всё, что мог и не мог )) и точно знаю, что практически не проходит ни одной аттестации, когда мнения аттестационной комиссии не расходилось бы со мнением зрителей-участников. Не секрет, что очень часто многие ученики не понимают, почему они сами или их товарищи не сдают экзамены на очередную степень, или наоборот, почему сдают, хотя им кажется, что те делали недостаточно хорошо.

Сразу же хочу заметить, что практически все без исключения ученики (да и многие из сэмпаев, начинающих инструкторов) не способны адекватно и беспристрастно оценить уровень техники на ту или иную степень. Очень часто имеет место излишний перфекционизм в требованиях. В их представлении мы на экзаменах оцениваем их технику выполнения того или иного элемента, приёма и техника эта сразу же должна выполняться идеально, так, как её показывает сэнсэй (или максимально близко к этому). Однако, это практически невозможно. Ошибки в любом случае будут неминуемы. И мало кто из них понимает, что мы оцениваем не столько безошибочность их действий (с учётом понимания типовых допустимых погрешностей на каждый конкретный уровень), сколько ещё множество параметров. Вот их-то я и хочу ныне представить здесь в помощь как самим аттестуемым, так и начинающим инструкторам в качестве шпаргалки.

Кроме того, с этим также будет полезно ознакомиться и отрефлексировать тем критикам с ММА головного мозга, которые не понимают за что в традиционных школах БИ присваиваются кю и даны, что оценивается не мнимая смертоносность и умение отхерачить несколько человек, а степень и уровень владения и освоения базовой техникой конкретной школы. Собственно, само слово ДАН и переводится как УРОВЕНЬ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРИ ПРИЁМЕ ЭКЗАМЕНОВ

Стойка, камаэ

Стойка объединяет в себе ментальность (дзансин, киме) и физическую (шисей) позицию. Этот критерий проистекает из самой сути любого боевого искусства, а определяется следующим образом:

1. Положение тела (шисей).

Это телесное выражение при выполнении движения. Включает принятие защитной стойки до и после выполнения техники. Критерии оценки положения тела:

  • Равновесие
  • Поза
  • Опора на землю
  • Вертикальность
  • Защищённость

2. Ментальная позиция (дзансин)

Дзансин – это синоним концентрации и бдительности. Он должен присутствовать в процессе практики. Критерии оценки ментальной позиции:

  • Ментальное присутствие сразу же после занятия защитной стойки
  • Бдительность и активное обеспечение безопасности в процессе выполнения движения
  • Концентрация после броска оппонента/проведения приёма/выполнения действия.

3. Решимость (киме)

Это решимость при выполнении движения.

Критерии оценки:

  • Тонус
  • Динамика
  • Воля

Выражение

Выражение — это перемещение, дистанция, направление энергии, выведение из равновесия, подвижность.

1. Перемещение (тай сабаки)

Перемещение — это основа любого движения. Чтобы движение стало эффективным, им необходимо владеть в совершенстве.

Критерии оценки:

  • Плавность движения
  • Точность перемещения: угол перемещения и угол действия
  • Координация таз / ноги

2. Дистанция и тайминг (ма ай)

Понятие дистанции является одним из главнейших условий. Дистанция позволяет одновременно защититься от возможной атаки и также с большей непринужденностью совершить движение. В японском будзюцу существует несколько типов дистанций, при которых выполнение одной и той же техники должно осуществляться по-разному. Кроме того существует и разное время реагирования (сэн), которое разделяется на го-но-сэн, тай-но-сэн и сэн-но-сэн.

Критерии оценки правильной дистанции:

  • Сохранение и правильное использование/понимание дистанции (тика-ма, ма, то-ма)
  • Положение тела при собственной атаке
  • Постановка тела после уклона/ухода/парирования атаки противника
  • Правильный тайминг, в соответствии с СЭН.

3. Направление энергии и выведение из равновесия (Кудзуси)

Направление энергии оппонента вытекает из приведения его в движение и соблюдения дистанции. Именно оно позволяет проконтролировать оппонента и вывести его из равновесия с целью исполнения техники.

Критерии оценки:

  • Контроль выведения оппонента из равновесия
  • Синхронизация и своевременность действий (тайминг)

Точность исполнения техники

Точность подразумевает технический контроль и уважение физической целостности оппонентов.

Данный критерий относится к финальной фазе движения. Это применение технического контроля, которое приводит к броску или поражению оппонента.

1. Технический контроль

Каждая техника должна выполняться с заботой об эффективности и реализме.

Критерии оценки:

  • Точность выполнения техники и соответствия её базовой форме
  • Контроль оппонента телесным принуждением
  • Сохранение целостности оппонента
  • Приведение оппонента в движение во время фазы атаки
  • Выведение оппонента из равновесия (для бросковых техник)

Разумеется, что это только общие критерии и у каждой школы, в зависимости от специализации, есть что добавить от себя.

Рекомендации начинающим экзаменаторам и экзаменуемым

Кроме того, я хочу напомнить (особенно начинающим экзаменаторам), что в каждом случае мы оцениваем именно степень владения техникой и соответствия её тому или иному заявленному уровню. Нужно понимать, что на каждую оцениваемую степень подразумевается свой владения техникой, свой уровень ошибок. Например, что допустимо для одного кю, уже считается неприемлемым для более старшего уровня и наоборот. Обычно, чем менее опытен инструктор проводящий аттестацию, тем он более требователен. Помните: мы оцениваем не ошибки, а соответствие претендента заявленному уровню. И если вы оцениваете по 5 балльной системе, то не стоит забывать, что проходной балл — 3, то есть УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО. Как показывает практика. именно из "троечников" чаще всего и получается что-то путное, и в будущем они достигают более стабильные результаты, а вот "отличники" гораздо чаще бросают занятия.

Говоря языком инвестиций: инвестирование в троечников — это долгосрочные инвестиции, а они всегда приносят более стабильные результаты в перспективе...

Отсюда же напоминание тем кто сдаёт экзамен: Когда вы сдаёте экзамен, проходите аттестацию на какой-то пояс/ученическую степень или мастерский уровень, то это не означает, что вы сейчас СТАЛИ обладателем заявленного уровня/пояса. Нет, это работает не так... Вы либо уже являетесь им, либо ещё нет. Нельзя сдать экзамен и с этого момента БЫТЬ. Успешно сданный экзамен лишь подтверждает, что ВЫ УЖЕ ЕСТЬ. Это не более, чем тест на соответствие. Да и инструкторам, которые выставляют претендентов на экзамен, тоже не мешает об этом помнить...

Деятельность инструктора/преподавателя — это не только обучение технике БИ, но и управление мотивацией учеников, манипулирование ею, если угодно. Когда ученик, который явно не соответствует следующему уровню хочет сдавать экзамен, но вы уверены, что он этот тест не пройдёт, то нужно очень хорошо подумать, стоит ли его в принципе допускать к тестированию. Позиция "ну, попробуй, может получится" не самая оптимальная. Нужно хорошо понимать характер ученика и как он воспримет провал. Мотивирует ли он его, заставит ли собраться и взяться "за ум", тренироваться более усердно, либо же наоборот приведёт к демотивации и охлаждению интереса к практике?..

Надеюсь, друзья, что мои рекомендации были вам полезны.

P.s. Лично я отношусь ко всей этой игре в пояса скорее отрицательно и являюсь противником «общества, где принята цветовая дифференциация штанов». В моём додзё есть только два цвета: белый и чёрный. И большинство моих учеников из муданся на вопрос какой у них сейчас кю зависнут и будут вспоминать.

-2

#боевые искусство #единоборства #экзамены #экзамены на пояса #аттестация # аттестация на пояса #экзаменационные требования в боевых искусствах #восточные единоборства #будо #будзюцу