Успеть за 37 лет
«Важно не то, что ребенок уже умеет, а то, чему он может научиться».
В сегодняшней рубрике «Еврей в истории» — гениальный мыслитель и психолог Лев Выготский. В начале ХХ века он разработал базовые принципы, которые лежат в основе передового современного подхода к детскому образованию. Он ввел революционное понятие о важнейшей точке приложения обучения — зоне ближайшего развития ребенка, то есть знаниях и навыках, которыми ребенок почти готов овладеть, но с которыми он не справится без помощи взрослого. Не менее передовыми стали идеи психолога о том, что дети с дефектами развития должны и могут обучаться по тем же принципам, что и остальные, а их слабые стороны можно компенсировать. Современная психология обязана Выготскому еще двумя важнейшими концепциями: культурно-историческим подходом к психологическому развитию человека и применением психологического анализа к литературному творчеству.
Лев Выгодский (наш герой поменял «Д» на «Т» во время учебы в университете) родился 17 ноября 1896 года в еврейской семье учительницы и купца. Когда Льву исполнилось 2 года, семья переехала в Гомель, где отец получил хорошую должность в банке, а мать смогла посвятить себя детям. Лев был был вторым из восьмерых детей Выгодских. Мальчик получил домашнее образование и попал сразу в шестой класс гимназии, он знал шесть языков, его любимыми книгами были «Гамлет» Шекспира и «Этика» Спинозы. В 1913 году Выготский поступил в Московский университет — его обучение началось на медицинском факультете, а закончилось на юридическом, одновременно он слушал открытые лекции по истории, философии и литературе в Университете имени Шанявского, тогда же он увлекся психологией. В родной Гомель в 1917-м Выготский вернулся, доведя свое образование до энциклопедического уровня, он работал преподавателем и выступал с лекциями и докладами, тематика которых варьировалась от творчества Пушкина до теории относительности Эйнштейна. Лев организовал при педагогическом техникуме лабораторию педагогическо-психологических исследований. С результатами своей работы он выступил на психологическом съезде в Петрограде, где познакомился с коллегой — Александром Лурией, который убедил Выготского переехать в Москву и начать работать в Институте экспериментальной психологии. Ученые много и плодотворно сотрудничали. В московские годы Выготский написал свои основные труды: «Психология искусства», «Психология развития человека», «Мышление и речь».
Лев Выготский умер в 1934 году в возрасте 37 лет. Еще в 23 года ему диагностировали туберкулез, и ученый как будто спешил сказать миру так много, как только получится. Наследие Выготского составляет более 200 работ. Его идеи пережили осуждение, забвение и даже собственный культ, в значительной степени их искажавший. Сегодня книги Выготского занимают почетное место на книжных полках психологов и педагогов всего мира, а его концепции продолжают находить применение.