Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих. Как определить размер и где искать рифму

Оглавление

Что такое тропы, где искать рифму и как определить размер стихотворения? Что нужно знать о стихосложении и как научиться в нем разбираться? На эти и другие вопросы для «Культуры.РФ» ответил Александр Пашков, заведующий кафедрой мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

Как определить размер

ПОЭТ БОРИС ПАСТЕРНАК. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР ЛЕСС / ТАСС
ПОЭТ БОРИС ПАСТЕРНАК. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР ЛЕСС / ТАСС

Еще одно проявление ритма в стихе — это метр, то есть повторение определенного соотношения ударного и безударного слогов. Например, если первый слог ударный, второй — безударный, третий — ударный, четвертый снова безударный и так далее — значит, стихотворение написано хореем. Например, как все тот же «Зимний вечер» Пушкина: «БУря мглОю нЕбо крОет».

А если, наоборот, в строке несколько раз повторяется пара «безударный — ударный» — это ямб. Ямбом, например, написаны стихотворение Бориса Пастернака «ЛюбИть инЫх тяжЁлый крЕст» и легендарный «Евгений Онегин» Пушкина («Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил»).

ПЕТР ЗАБОЛОТСКИЙ. ПОРТРЕТ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА (ФРАГМЕНТ). 1837. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА
ПЕТР ЗАБОЛОТСКИЙ. ПОРТРЕТ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА (ФРАГМЕНТ). 1837. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА

Каждая пара слогов в ямбе и хорее называется стопой, и по количеству таких пар определяют длину стихотворной строки — то есть размер. Размер может быть трехстопным, четырехстопным, пятистопным и так далее — в зависимости от количества стоп. Например, пятистопным хореем написано стихотворение Михаила Лермонтова «ВыхожУ одИн я нА дорОгу…», а шестистопным ямбом — «Послание цензору» Пушкина («УгрЮмый стОрож мУз, гонИтель дАвний мОй»).

О том, как определить трехсложные размеры, анапест и дактиль, читайте в материалах рубрики «Слово дня».

Где искать рифму

СТЕПАН АЛЕКСАНДРОВСКИЙ. ПОРТРЕТ ФЕДОРА ТЮТЧЕВА (ФРАГМЕНТ). 1876. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА
СТЕПАН АЛЕКСАНДРОВСКИЙ. ПОРТРЕТ ФЕДОРА ТЮТЧЕВА (ФРАГМЕНТ). 1876. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА

Самый простой и в то же время самый сложный способ проявления стихотворного ритма — это рифма. Так называется повтор определенных звуковых сочетаний. В русском стихе рифма традиционно располагается на конце строк, поэтому многие читатели считают, что, чтобы ее найти, надо просто сопоставить последние слова в строках:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый
гром,
Как бы резвяся и 
играя,
Грохочет в небе
голубом.

Федор Тютчев, «Весенняя гроза» (отрывок)

«Мая — играя» и «гром — голубом» — это примеры точной, самой простой рифмы. Однако русские поэты, особенно в XX веке, экспериментировали, искали и находили сложные созвучия, которые иногда даже заметить сложно. Примеры сложной рифмы можно найти в стихотворении Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»:

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
ПОЭТ ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ. 1922 ГОД. ФОТОГРАФИЯ: РЕПРОДУКЦИЯ ФОТОХРОНИКИ ТАСС
ПОЭТ ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ. 1922 ГОД. ФОТОГРАФИЯ: РЕПРОДУКЦИЯ ФОТОХРОНИКИ ТАСС

Рифма «каплища — тоска плеща» называется составной, потому что, с одной стороны, в нее входит одно слово («каплища»), а с другой — два («тоска плеща»). А рифма «в шерсти — в шелесте» — неравносложная: с одной стороны, она образована словом из двух слогов («в шерсти»), а с другой — из трех («в шелесте»).

Беседовала Екатерина Тарасова