Представьте, семь часов на ногах у горелки с пламенем свыше 2000 градусов. Вам нужно выполнить план и чуть больше, ради прибавки к зарплате. Стали бы вы после этого задерживаться на работе, чтобы заняться творчеством?
Мой отец Народный художник России Алексей Зеля пришел на МЭЛЗ* сильным крепким мужчиной 27 лет, но и для него эта работа была очень тяжелой. Больше всего страдали ноги – именно тогда он получил варикозное расширение вен, которым потом страдал всю жизнь.
Работал в две смены: одну неделю ходил на утреннюю, следующую – в вечернюю. Вечерняя смена заканчивалась поздно, в 23 часа, да еще дорога домой с другого конца Москвы.
Мама вспоминает, что 31 декабря на их первый совместный Новый Год папа буквально влетел в квартиру за 10 минут до курантов. Правда стол у безденежных молодоженов, накрывался очень скромно, даже шампанского к празднику не было. Зато было большое желание вступить в будущее вместе.
В таком режиме Алексей Зеля проработал с 1971 по 1978 год. В воспоминаниях моего раннего детства его образ совсем размытый. Когда папа приходил с вечерней смены – я спала, а днем либо я находилась в садике, либо он на заводе.
На производстве его поставили на изготовление ДРЛ (дуговые ртутные лампы). Тяжелая работа на конвейере, изматывающая однообразием. Алексей делал ее быстро и качественно, с каждой операции выкраивая себе минутку-другую на то, чтобы сделать из стекла что-нибудь свое.
Только представьте, человек, с юных лет мечтающий стать биологом, путешественником, исследователем, первооткрывателем, со свободолюбивым характером и творческой натурой вынужден день ото дня выполнять на раскаленной горелке одну и ту же монотонную операцию по 7 часов к ряду. И именно эти минуты погружения в созидание были его отдушиной, стимулировали желание возвращаться к станку.
В нашем семейном архиве сохранилась газета, с заметкой про папу и интервью, в котором он рассказывает про этот непростой период жизни (опубликую видео в следующем посте).
Все первые работы, сделанные Алексеем Зеля на московском электроламповом – это животные (поначалу отец втайне мечтал вернуться назад на биофак МГУ). Фигурки миниатюрные, такие, что помещались в кулак или карман, и их можно было вынести через проходную завода. Да и выкроить время на создание чего-то большего не получалось.
Было бы неправдой заявить, что до Алексея Зеля никто никогда ничего из кварцевого стекла не делал. На заводе уже имелись умельцы с традиционным набором сувениров: хрустальная роза, туфелька, ключ, подсвечники. Может быть, у кого-то из вас в серванте есть что-то подобное.
Уникальный вклад Алексея Зеля в это направление в том, что он изобрел много новых приемов стеклопластики и разработал ряд декоративных элементов оформления художественных произведений. Его авторству принадлежат такие формы, как корзинки и корабли из кварцевого стекла - до него их никто не делал. Сейчас этими наработками пользуются многие мастера, как говорится «технологии ушли в народ».
То, что пока никто не смог повторить – цветное (розовое, голубое, зеленое…) кварцевое стекло. Путем многочисленных экспериментов, проб и ошибок, Алексей Зеля создал формулу в своей лаборатории, она остались секретом для всех.
На выставках часто спрашивают, какими дополнительными материалами вдохновлялся и пользовался художник Алексей Зеля при выполнении своих творений: эскизами, чертежами, фотографиями, может быть рисунками из книг.
На начальном этапе – ничем не пользовался. Любовь к животному миру была частью его натуры, все фигурки он делал по памяти. Молодой человек тогда и представить не мог, что невинное увлечение, призванное разбавить монотонность технологических операций, перерастет во что-то большее.
Увидев сувениры из стекла умельцев-кварцедувов, ему захотелось попробовать самому. Но не копировать, а создать иное, личное. То, в чем хорошо разбирался и визуально легко представлял.
Первой удачной фигуркой отец считал верблюда – его он ценил и любил, но никогда не соглашался показывать на вставках (возможно из-за трещинки на ноге). Следующий – носорог, тоже любимый, идеальный по форме и исполнению. В нашем «Музее стекла» в Калуге есть небольшой стенд с его ранними работами, там сейчас и находится этот носорог.
Я сниму для вас небольшой видео-ролик и покажу те работы, которые хранятся в нашей семье. Большинство из них никогда не выходили «в свет». Это будет своего рода «эксклюзив» для читателей моего блога. Впрочем, как и остальная информация, которой я делюсь с вами.
Вот так, творческая натура и любовь человека к природе проросли через пламя горелки, передались расплавленному при 2000 градусах кварцевому стеклу и вылились в маленькие фигурки животных, которые стали отправной точкой пути в искусство Народного Художника России Алексея Зеля.
-----
* МЭЛЗ (Московский электроламповый завод) -советский и российский производитель ламп накаливания, тугоплавких металлов, электровакуумных, газоразрядных и прочих приборов.
-----
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya - там вы узнаете много интересного о его жизни и творчестве!
НАЧАЛО ЦИКЛА:
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: