Найти тему

4 года в «Почтовом ящике». Художник Алексей Зеля на секретной работе

С 1978 по 1982 мой отец, художник Алексей Зеля проработал в закрытом конструкторском бюро (так называемом «почтовом ящике»). Попал он туда следующим образом.

Для новых инженерных разработок понадобились опытные образцы из кварцевого стекла – нужен был кварцедув, способный выполнять задачи высокой сложности. На МЭЛЗ, где отец тогда трудился, из КБ прислали представителя, который стал ходить, выспрашивать и высматривать подходящего мастера с «руками».

Алексей Зеля на одной из своих первых выставок (80-е годы)
Алексей Зеля на одной из своих первых выставок (80-е годы)

Напомню, что в цеху кварцедувы стояли на конвейере, каждый над своей технологической операцией. Папа рассказывал, что не редкость, когда мастер умел делать только что-то одно, а за другое даже не брался.

За 7 лет все, включая управление завода, знали о талантах Алексея Зеля – ведь он делал со стеклом , казалось бы, невозможные вещи. Представителю КБ указали на него, как на наиболее подходящую кандидатуру. Предложение было сделано, папа согласился.

На новом месте Алексей Зеля получил возможность заниматься творчеством. На выполнение опытных образцов тоже требовалось определенное время, но над ним уже не довлело поточное производство и производственный план.

Руководитель КБ полюбил Алексея за талант и смекалку и ничуть не возражал, чтобы тот в свободное время делал из стекла что-то для себя.

В 1979 году папа поступил в ЗНУИ (Заочный народный университет искусств), чтобы получить диплом, подтверждающий его право называться художником. Для сдачи курсовых он приносил преподавателю свои изделия (часто довольно габаритные). Об этом расскажу отдельно, упоминаю здесь для подтверждения, что начальство не препятствовало - такое в кармане не утаишь.

В этот период Алексей Зеля придумал и создал свои первые корзинки с цветами, разработал целую линейку оригинальных подсвечников. Начал делать стеклянные корабли. Фотографии этих произведений покажу позже на видео.

С 1980-го отец стал принимать участие в московских и всесоюзных выставках вместе со студентами ЗНУИ в качестве «самодеятельного художника» (сейчас, наверное, и понятия такого нет).

Появились первые упоминания об Алексее Зеля в прессе и на телевидении. Вот только КБ, в котором трудился молодой художник, запрещено было упоминать, что налагало свои ограничения - у СМИ разгорался интерес, а ему ничего нельзя о себе говорить. Да и в мастерскую не пригласишь – только домой. Много журналистов в ту пору побывали в нашей квартире.

"Ветка с цветами", 1980 г
"Ветка с цветами", 1980 г

Несмотря на теплый прием, дружескую атмосферу в коллективе и поддержку со стороны руководства, ему пришлось попрощаться с конструкторским бюро – поступило предложение от завода «Хроматрон». Там Алексею Зеля давали свою мастерскую, а от него требовалось делать свои произведения на подарки для нужд завода и объединения.

Со временем, его мастерство было оценено настолько высоко, что его полностью перевели на правительские заказы – его корзинки и корабли на «высшем уровне» дарили ведущим лидерам нашей страны и главам других государств.

Четыре года, проведенные в конструкторском бюро, дали отцу очень много. Он смог прочувствовать насколько широки его возможности, в нем разгорелась искра творчества, он осознал, что его жизненная стезя – это путь художника. Там он окончательно распрощался с детскими мечтами о карьере биолога.

---

Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!

Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya - там вы узнаете много интересного о его жизни и творчестве!


-----
Продолжение истории:

Начало здесь: