Найти в Дзене

7 лет на «Хроматроне»: мастер-самоучка Алексей Зеля в роли «придворного художника»

В 1982 году мой отец, Алексей Зеля, перевелся на завод «Хроматрон». Здесь для художника обустроили мастерскую и создали все условия для творчества. Начался самый плодотворный период мастера. Работа в КБ накладывала на Алексея Зеля свои ограничения. Первые выставки привлекли к художнику внимание журналистов – о нем написали в газетах, сняли несколько телевизионных репортажей. Повышенный интерес к сотруднику вызывал неодобрение у руководства закрытого предприятия. Так что с интервью и дальнейшей выставочной деятельностью у отца возникли определенные сложности. В «почтовом ящике» не разрешалось называть место, где человек работает и о том, чем занимается. Журналисты писали, что свои стеклянные композиции Алексей Зеля создает в своей московской квартире (думающему советскому человеку не стоило труда догадаться, что реализовать подобное невозможно). В выставочных проектах, при подаче заявки требовалось заполнить графу, на каком производстве трудится мастер. Муж сестры, Сергей Стеркин, извес

В 1982 году мой отец, Алексей Зеля, перевелся на завод «Хроматрон». Здесь для художника обустроили мастерскую и создали все условия для творчества. Начался самый плодотворный период мастера.

На заводе "Хроматрон" Алексей Зеля сделал более 30 парусников из кварцевого стекла
На заводе "Хроматрон" Алексей Зеля сделал более 30 парусников из кварцевого стекла

Работа в КБ накладывала на Алексея Зеля свои ограничения. Первые выставки привлекли к художнику внимание журналистов – о нем написали в газетах, сняли несколько телевизионных репортажей. Повышенный интерес к сотруднику вызывал неодобрение у руководства закрытого предприятия.

Так что с интервью и дальнейшей выставочной деятельностью у отца возникли определенные сложности. В «почтовом ящике» не разрешалось называть место, где человек работает и о том, чем занимается. Журналисты писали, что свои стеклянные композиции Алексей Зеля создает в своей московской квартире (думающему советскому человеку не стоило труда догадаться, что реализовать подобное невозможно). В выставочных проектах, при подаче заявки требовалось заполнить графу, на каком производстве трудится мастер.

В этот период Алексей Зеля разработал ряд новых моделей стеклянных подсвечников
В этот период Алексей Зеля разработал ряд новых моделей стеклянных подсвечников

Муж сестры, Сергей Стеркин, известный московский бард, который в свое время привел Алексея Зеля к себе на МЭЛЗ, недавно перевелся начальником производства на новый завод «Хроматрон». Узнав о возникших сложностях, позвал шурина к себе.

Отцу тяжело далось это решение. В КБ его любили, сделали бригадиром, в свободные часы позволяли заниматься творчеством, вокруг него сложился хороший дружный коллектив. Да и зарплату платили хорошую - на «Хроматроне» столько не предлагали.

Начальник КБ тоже не хотел отпускать Алексея – уговаривал остаться, даже согласился на журналистов, махнул рукой: «Ладно, пусть приходят, снимают. Только без названия предприятия». А Сергей Стеркин, со своей стороны, обещал оборудовать под Зеля кварцедувную мастерскую для изготовления художественных работ, полностью избавляя его от унылых технологических операций.

Несколько слов про «Хроматрон». В 80-е годы этот завод электронной промышленности, построенный под объединением МЭЛЗ, считался самым передовым предприятием в стране и являлся крупнейшим производителем цветных кинескопов в СССР (для телевизоров). Уровень механизации и автоматизации процессов приближался к 90%, стояла японская автоматизированная система управления производством. Контроль за процессами осуществляла электронно-вычислительная техника.

Алексей Зеля колебался целый год, и в итоге жажда творчества победила. Трудоустройство на новое место оформили переводом, даже не пришлось увольняться и снова устраиваться. И отпуск не пропал.

Мама вспоминает, что когда отец перевелся на «Хроматрон», сразу пожалел. И мастерская была не готова, и приткнуться ему поначалу было некуда, не с кем словом перемолвиться. Мыкался там по коридорам, да горевал об оставленном месте.

Затем все наладилось. Ему поставили кислородную установку (для производства кинескопов кварцедувы не требовались, только стеклодувы), пошли первые заказы. Таких как он умельцев-«подснежников» на «Хроматроне» было еще несколько человек. Все они числились за рабочими специальностями, но обеспечивали внутренние нужды предприятия, в основном по подаркам для юбиляров и сувенирам для многочисленных гостей, приезжающих подивиться на чудо-завод со всего Союза, стран соцлагеря и дальнего зарубежья.

Так, под крылом одного из цехов, в коллективе с Алексеем Зеля трудились: мастер по чеканке Володя Смирнов, необщительный умелец по шкатулкам маркетри (мы и имя его позабыли), второй кварцедув, специалист по подсвечникам, Олег Титов (это тот, который таскал у отца идеи и говорил «твоя тема – моя обработка»), макетчик Борис Петрович Рыжиков. О нем я тоже рассказывала - после он вошел в наш небольшой «выставочный» коллектив.

"Аквариум". Аналогичная работа Алексея Зеля украшала зимний сад завода "Хроматрон"
"Аквариум". Аналогичная работа Алексея Зеля украшала зимний сад завода "Хроматрон"

Завод отличался не только своим технологическим совершенством, но и продуманностью внутренних помещений. Для отдыха сотрудников на территории даже имелась своя оранжерея - зимний сад. Алексей Зеля тоже приложил руку к оформлению предприятия. В просторной проходной рабочих встречала большая композиция с хрустальными розами, а в оранжерее на специальном подиуме стоял аквариум со стеклянными рыбками.

Алексей Зеля проработал на «Хроматроне» с 1982 по 1989 год. Его основной задачей было изготовление художественных произведений из стекла на «эксклюзивные» подарки. Хрустальные изделия гостям производства дарили от лица директора завода Ю.Д. Машина. Презенты членам Верховного Совета, премьер-министрам, мэрам и другим высокопоставленным иностранным чиновникам чаще всего преподносил председатель исполнительного комитета Моссовета В.Ф. Промыслов (кто не помнит, эта должность равнозначна мэру Москвы). Более подробно на эту тему я напишу отдельную статью.

В вестибюле "Хроматрона" стояла большая работа Алексея Зеля, похожая на "Гимн травам"
В вестибюле "Хроматрона" стояла большая работа Алексея Зеля, похожая на "Гимн травам"

В свободное время художнику разрешалось творить для себя. Но бывало так, что у кого-то «в верхах» намечался день рождения или наши срочно уезжали за рубеж, тогда произведение, задуманное мастером для себя, буквально вырывалось из рук. Даже композиция из холла проходной несколько раз менялась, потому что «они» о своих визитах заранее не предупреждали, а требовалось что-то отдать.

В подобных случаях Алексей Зеля снимал с произведения быстрый набросок, чтобы потом сделать для себя копию. Но в интенсивном ритме, далеко не все идеи получали второе рождение.

Чтобы в чужие руки не «уходили» дорогие сердцу природные мотивы, со временем отец приспособился к неожиданным визитам высокопоставленных заказчиков. Для «подстраховки» у него всегда имелся в запасе стеклянный корабль и корзина с цветами (самые востребованные у чиновников подарки).

Эскизы "на скорую руку", сделанные Алексеем Зеля со своих готовых работ, уходящих на подарки и авторские копии с этих эскизов
Эскизы "на скорую руку", сделанные Алексеем Зеля со своих готовых работ, уходящих на подарки и авторские копии с этих эскизов

Листаю его записную книжку и вижу, что на «Хроматроне» в 1982 году для себя он сделал только три работы: серию из четырех подсвечников «Дамы и господа», «Белые хризантемы» и пенёк «Поганки». Для нужд предприятия: большой стеклянный фрегат к 50-летию директора Машина, на юбилеи заводчан: две ветки с цветами и два одинарных подсвечника. Еще один, крупный подсвечник подарили вдове Жукова.

В тот же год Промыслов увез корзину с колосками жене президента Филиппин г-же Маркос, а другую, с цветами, преподнес жене президента Финляндии.

Вот так всё быстро закрутилось, с учетом того, что перевелся он в мае, ждал, пока оборудуют рабочее место, летом на месяц сходил в отпуск. Выходит, что серьезно за горелку Алексей Зеля сел только в августе.

В следующих статьях я буду рассказывать о работах, сделанных на заводе «Хроматрон». Перед вами предстанет Алексей Зеля – уверенный мастер кварцедувного дела, создающий крупные композиции, которые мы относим к его «раннему» периоду. Часть их них находится в экспозиции историко-художественного музея г Егорьевска, а что-то в нашей домашней коллекции. И это будет действительно интересно, потому что отдельные произведения, практически не выходили в свет, поклонники творчества художника увидят их впервые.

---

Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!

Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya - там вы узнаете много интересного о его жизни и творчестве!

---

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ: