Если с понятием РППС педагоги уже знакомы и знают, каким требованиям она должна отвечать, то к воспитывающей среде у практиков есть вопросы.
Воспитывающая среда это больше, чем просто мебель и игровое оборудование. Это и люди, которые окружают ребенка, и события, деятельность, в которых он участвует. На основе этого можно выделить три основных компонента воспитывающей среды: предметно-пространственная, социально-коммуникативная и информационная среда.
Компонент 1. Предметно-пространственная среда
Примерная рабочая программа воспитания предусматривает, что среда должна отражать региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО. Она должна быть экологичной и безопасной, гармоничной и эстетически привлекательной.
Среда в детском саду должна погружать детей в культуру России, знакомить с особенностями региональной культурной традиции. У детей должна быть возможность общаться, играть, познавать новое, экспериментировать, посильно трудиться, приобщаться к здоровому образу жизни.
Чек-листы, чтобы оценить предметно-пространственную среду
Компонент 2. Социально-коммуникативная среда
Культура поведения взрослых в детском саду – одна из составляющих воспитывающей среды. Именно от того, как педагоги взаимодействуют с детьми, родителями, коллегами, во многом зависит эффективность воспитательной работы.
Чек-лист, чтобы оценить социально-коммуникативную среду >>>
Компонент 3. Информационная среда
С помощью компьютерных технологий современный старший воспитатель создает фонд педагогической литературы и демонстрационных пособий. Таким образом информационная среда в ДОО включает не только привычный бумажный формат обучающего материала, но и цифровые демонстрационные материалы в высоком качестве: мультимедийные презентации, видеоролики, аудиозаписи, онлайн-трансляции с камер по всему миру и из космоса.
Чек-лист, чтобы оценить информационную среду детского сада, смотрите далее >>>