Найти тему

Генетика — любимая моя тема. Дети тоже любят, если красиво и со вкусом подать

Почему школьники любят генетику? Потому что она, в отличие от большинства тем девятого класса, предполагает самостоятельную работу ученика. Решение задач. Сложного в них ничего нет (речь ведь идет о девятом классе), но если условия сформулировать нескучно, то практически все с удовольствием решают.

Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Но начинаю я, конечно, не с задач. А с уяснения терминологии. А еще раньше с того факта, что наука требует методологии, без которой собственно науки не будет.

Звучит пока не очень?

Отвлечемся немного — приведу тематическое планирование темы.

  1. История развития генетики и основные понятия
  2. Закон единообразия. Решение задач
  3. Закон расщепления. Решение задач
  4. Промежуточное наследование
  5. Анализирующее скрещивание
  6. Дигибридное скрещивание
  7. Сцепленное наследование
  8. Наследование, сцепленное с полом
  9. Наследственная изменчивость
  10. Модификационная изменчивость. Лабораторная работа

Итого 10 уроков. Если завуч говорит мне, что по программе иное количество уроков, «тычу селедкой», пардон, рабочей программой. Хочу 10 — буду 10.

Итак, начинаем мы с определения генетики. Когда ученики уяснили, что она изучает, задаю вопрос, волновали ли людей древности, или средневековья, или даже Нового времени вопросы наследования.

Естественно, волновали. В учебнике И.Н. Пономаревой (параграфы по генетике — ужас-ужас) есть любопытная иллюстрация. Древневавилонская клинописная глиняная табличка, на которой изображена родословная лошадей и прослеживается наследование нескольких признаков. Точно не помню, но кажется, речь шла о форме шеи, форме носа и крепости копыт.

Это не суть важно, главное, что есть свидетельство такого факта: вопрос о закономерностях наследования был поставлен несколько тысяч лет назад, а ответ на него родился только в девятнадцатом веке. Для сравнения: вопрос о закономерностях свойств химических элементов был поставлен в девятнадцатом веке (или чуть раньше) и решен тоже в девятнадцатом веке.

Отчего так? Оказывается, не было метода, с помощью которого люди могли поставить эксперимент. А Грегор Мендель нашел этот метод. И это его главная заслуга.

Вот как хотите, а значение метода для науки обсудить со школьниками необходимо. И урок генетики — один из наиболее подходящих моментов.

Дальше уясняем терминологию. Да, этап скучноватый, но без него никак. Объясняю школьникам, что генетика разговаривает на своем собственном языке, и если мы хотим понять ее, то азы языка знать необходимо.

Этот постулат сопровождаю рассказом анекдотической ситуации, которая действительно имела место быть несколько лет назад.

Вышел мальчик к доске решать задачу. Простенькую, на слух понять можно. Зачитала я условие, а он и говорит:

- А можно по-русски?

Для быстрого и качественного усвоения терминологии я заготовила небольшой словарик под названием «Язык генетики». Его раздаю вместе с заготовками объяснений законов Менделя.

Так выглядели мои опорные конспекты примерно десять лет назад
Так выглядели мои опорные конспекты примерно десять лет назад

Что касается словаря, то вы видите, что он разделен на две неравные части. Все просто: термины от «генетика» до «гетерозиготный организм» мы изучаем на этом уроке, остальные — позже.

Все, что до термина «аллели», несложно и, как нынче говорят, «интуитивно понятно». С аллелями другой разговор. Аллели требуют остановиться и поговорить поподробнее.

Объясняю на примере цвета глаз. Изначально каждый признак был каким-то одним. Например, глаза были карими. Однако в течение миллионов лет происходили неоднократные мутации, и появилось множество разных цветовых вариаций. Школьники могут сами назвать все, какие придут в голову.

А знаете, что чаще всего им приходит в голову?

Гетерохромия. Просто напасть какая-то. И приходится отвлекаться, чтобы пояснить иную природу гетерохромии. А то ведь находятся умники, убежденные в том, что гомозиготный организм имеет глаза одинакового цвета, а гетерозиготный — гетерохромию.

Желтые кружки с цифрами - это кнопки, по которым открываются части схемы
Желтые кружки с цифрами - это кнопки, по которым открываются части схемы

Итак, возвращаемся к аллелям. Задаю вопрос: почему клетка всегда содержит два экземпляра каждого гена (на игрек-хромосому и прочие девиации не отвлекаемся, тем более, что о них речи еще не было)?

Для тех, кто усвоил уроки по наследственной информации и митозу-мейозу, проблем ответить нет. А раз мы выяснили, что в организме всегда два гена одного признака, а аллелей, то бишь модификаций этого гена, довольно часто больше двух, то что?

Правильно, существуют гомозиготы и гетерозиготы.

Термины «доминирование», «рецессивный» лучше объяснить позже, когда будет рассмотрен первый опыт Менделя.

Ну, и напоследок — рассказываю о жизненном пути и личности Менделя. История грустная, но познавательная. Но рассказываю не все. Историю переписки с Карлом Негели оставляю для последующей интриги.

А вы как начинаете тему генетики в 9 классе?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц