Почему школьники любят генетику? Потому что она, в отличие от большинства тем девятого класса, предполагает самостоятельную работу ученика. Решение задач. Сложного в них ничего нет (речь ведь идет о девятом классе), но если условия сформулировать нескучно, то практически все с удовольствием решают.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Но начинаю я, конечно, не с задач. А с уяснения терминологии. А еще раньше с того факта, что наука требует методологии, без которой собственно науки не будет.
Звучит пока не очень?
Отвлечемся немного — приведу тематическое планирование темы.
- История развития генетики и основные понятия
- Закон единообразия. Решение задач
- Закон расщепления. Решение задач
- Промежуточное наследование
- Анализирующее скрещивание
- Дигибридное скрещивание
- Сцепленное наследование
- Наследование, сцепленное с полом
- Наследственная изменчивость
- Модификационная изменчивость. Лабораторная работа
Итого 10 уроков. Если завуч говорит мне, что по программе иное количество уроков, «тычу селедкой», пардон, рабочей программой. Хочу 10 — буду 10.
Итак, начинаем мы с определения генетики. Когда ученики уяснили, что она изучает, задаю вопрос, волновали ли людей древности, или средневековья, или даже Нового времени вопросы наследования.
Естественно, волновали. В учебнике И.Н. Пономаревой (параграфы по генетике — ужас-ужас) есть любопытная иллюстрация. Древневавилонская клинописная глиняная табличка, на которой изображена родословная лошадей и прослеживается наследование нескольких признаков. Точно не помню, но кажется, речь шла о форме шеи, форме носа и крепости копыт.
Это не суть важно, главное, что есть свидетельство такого факта: вопрос о закономерностях наследования был поставлен несколько тысяч лет назад, а ответ на него родился только в девятнадцатом веке. Для сравнения: вопрос о закономерностях свойств химических элементов был поставлен в девятнадцатом веке (или чуть раньше) и решен тоже в девятнадцатом веке.
Отчего так? Оказывается, не было метода, с помощью которого люди могли поставить эксперимент. А Грегор Мендель нашел этот метод. И это его главная заслуга.
Вот как хотите, а значение метода для науки обсудить со школьниками необходимо. И урок генетики — один из наиболее подходящих моментов.
Дальше уясняем терминологию. Да, этап скучноватый, но без него никак. Объясняю школьникам, что генетика разговаривает на своем собственном языке, и если мы хотим понять ее, то азы языка знать необходимо.
Этот постулат сопровождаю рассказом анекдотической ситуации, которая действительно имела место быть несколько лет назад.
Вышел мальчик к доске решать задачу. Простенькую, на слух понять можно. Зачитала я условие, а он и говорит:
- А можно по-русски?
Для быстрого и качественного усвоения терминологии я заготовила небольшой словарик под названием «Язык генетики». Его раздаю вместе с заготовками объяснений законов Менделя.
Что касается словаря, то вы видите, что он разделен на две неравные части. Все просто: термины от «генетика» до «гетерозиготный организм» мы изучаем на этом уроке, остальные — позже.
Все, что до термина «аллели», несложно и, как нынче говорят, «интуитивно понятно». С аллелями другой разговор. Аллели требуют остановиться и поговорить поподробнее.
Объясняю на примере цвета глаз. Изначально каждый признак был каким-то одним. Например, глаза были карими. Однако в течение миллионов лет происходили неоднократные мутации, и появилось множество разных цветовых вариаций. Школьники могут сами назвать все, какие придут в голову.
А знаете, что чаще всего им приходит в голову?
Гетерохромия. Просто напасть какая-то. И приходится отвлекаться, чтобы пояснить иную природу гетерохромии. А то ведь находятся умники, убежденные в том, что гомозиготный организм имеет глаза одинакового цвета, а гетерозиготный — гетерохромию.
Итак, возвращаемся к аллелям. Задаю вопрос: почему клетка всегда содержит два экземпляра каждого гена (на игрек-хромосому и прочие девиации не отвлекаемся, тем более, что о них речи еще не было)?
Для тех, кто усвоил уроки по наследственной информации и митозу-мейозу, проблем ответить нет. А раз мы выяснили, что в организме всегда два гена одного признака, а аллелей, то бишь модификаций этого гена, довольно часто больше двух, то что?
Правильно, существуют гомозиготы и гетерозиготы.
Термины «доминирование», «рецессивный» лучше объяснить позже, когда будет рассмотрен первый опыт Менделя.
Ну, и напоследок — рассказываю о жизненном пути и личности Менделя. История грустная, но познавательная. Но рассказываю не все. Историю переписки с Карлом Негели оставляю для последующей интриги.
А вы как начинаете тему генетики в 9 классе?