Найти тему
Декабрист | История

Шоковая терапия: становление новой отечественной экономики.

Оглавление

Говоря о шоковой терапии, на ум сразу же приходят реформы кабинета министров Гайдара. Однако данное экономическое явление проявило себя задолго до болезненных 90-х. Тем не менее, именно шоковая терапия стала одной из самых знаменательных страниц в истории современной России. Свободный рынок, приватизация, новые перспективы развития – лишь одна сторона медали. Безработица, сокращение целых секторов экономики, организованная преступность – иные реалии смелой авантюры постсоветских (или, вернее сказать, уже российских) преобразователей. Чтобы непредвзято взглянуть на шоковую терапию в целом, а также оценить её влияние на наше государство, разумно будет разузнать об её проведении в других странах.

1992 год.
1992 год.

Польша

Большинством экономистов пример Польши рассматривается как один из немногих успешных и относительно положительных случаев проведения шоковой терапии. Отмена регулирующих денежные взаимоотношения законодательных актов, отпуск цен, остановка субсидирования убыточных сфер промышленности – всё это привело к быстрой стабилизации экономики и снижению роста инфляции с 70% в 1991 году до 28% в 1995 году. Тем не менее, важно отметить, что МФВ послужил здесь большим помощником, предоставив долгосрочный кредит в размере 1млрд $ на восстановительные меры.

Протестные акции в Варшаве.
Протестные акции в Варшаве.

Боливия

Здесь мы видим примерно ту же самую ситуацию, лишь в разительно больших масштабах. Миллионы граждан за чертой бедности, ежегодная инфляция порядка 15000%, общий упадок производства – и уже в 1985 году правительство решается на либерализацию и дерегуляцию экономики. За первые 2 года реформ уровень инфляции удалось опустить до 10%, однако многочисленные проблемы во всех сферах полностью решить так и не удалось. К 2022 году Боливия остаётся одной из беднейших стран Латинской Америки с ВВП на душу населения в $3 414,89.

Протесты во времена шоковой терапии в Боливии. Конец 80-х
Протесты во времена шоковой терапии в Боливии. Конец 80-х

Чили

Аугусто Пиночет, фактически получивший своё место благодаря заговору с ЦРУ, смог вывести страну из глубочайшего кризиса благодаря быстрой и точечной шоковой терапии. Сочетая поддержание жесточайшей репрессионной машины с рыночными реформами, ему всё же удалось к 1975 году стабилизировать экономику, дать толчок к развитию предпринимательства и малого бизнеса, что, безусловно, до сих пор имеет свои плоды. К моменту написания этой статьи Чили занимает лидирующие места во всевозможных рейтингах уровня жизни южноамериканского континента.

Сантьяго, 1974 год.
Сантьяго, 1974 год.

Российская Федерация

2 января 1992 года кабинет молодых министров под предводительством Егора Гайдара начал серию реформ, получивших название "Шоковая терапия". Напрямую или косвенно продолжавшаяся вплоть до 2000-х, она смогла поставить почти мёртвую плановую экономику на рельсы свободного рынка. План на тот момент виделся донельзя простым: "Резкое ухудшение уровня жизни всех граждан, которое по прошествии 1-2 лет должно привести к масштабному взлёту экономики". Очевидно, подавляющее большинство жителей бывшего СССР будущих преимуществ терапии не видели и не принимали. Справедливости ради стоит сказать, что на это были свои причины: задержки зарплат на несколько месяцев, частичное или полное отсутствие социальных выплат, повышение уровня преступности, несправедливая приватизация, невероятная инфляция. Всё это заставило выйти на улицы российских городов миллионы недовольных граждан.

-5

Однако, за многими минусами положительные и долгосрочные перспективы были видны не так хорошо. А вместе с тем, шоковая терапия привнесла в экономику значимые элементы. Отметим основные из них:

1. Формирование свободного рынка.
2. Возможность свободного импорта и экспорта, внедрение в мировую экономику.
3. Создания слоя частных предпринимателей.
4. Относительно быстрая ликвидация дефицита товаров.
5. Зарождение более эффективных методов управления предприятиями.

Итоги

Можно по-разному относится к Егору Гайдару и к его политике шоковой терапии. Ведь не просто так 90-е считаются одним из самых неоднозначных периодов в нашей истории. Так или иначе, наша современная привычная жизнь зародилась именно во времена перемен конца 20 века. Одобрять их или нет – уже выбор каждого человека.

Однако знать, для чего и почему проводились столь масштабные реформы в столь важный этап развития России – значит уважать свою историю и не быть ведомым.