Настоящая статья посвящена рассмотрению условий и порядка передачи имущества некоммерческой организации в рамках формирования и пополнения целевого капитала некоммерческой организации – собственника целевого капитала в целях исследования нормативно-правового регулирования указанных правоотношений.
1. Создание целевого капитала некоммерческой организации осуществляется за счет денежных средств, переданных в пользу организации на основании договоров пожертвования или завещаний[1].
Тем самым юридическими основаниями для его формирования являются два юридических факта: заключение договора пожертвования и наследование по завещанию[2].
При этом объектами сделок могут быть лишь денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, что существенного ограничивает предмет приведенных выше сделок по сравнению с общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указав в качестве первичных источников наполнения целевого капитала только денежные средства, законодатель учел их наиболее высокую и гарантированную эффективность в принесении возможного дохода[3]. Такой подход, несмотря на его критику, соответствует теории капитала, построенной на том, что цель использования капитала предполагает соответствующую деятельность, которая давала бы систематическую прибыль и была бы по возможности наименее затратной и рискованной[4].
Помимо денежных средств, переданных на основании договоров пожертвований или завещания, некоммерческая организация вправе направить на формирование целевого капитала также проценты от размещения на депозитных счетах в кредитных организациях денежных средств, полученных на формирование целевого капитала[5] – единственное исключение, предусмотренное законом в отношении непривлеченных средств, используемых для формирования целевого капитала.
Вместе с тем, исследование правоотношений, связанных с использованием пожертвований, в том числе путем размещения денежных средств на депозите, показывает, что в сформировавшейся правоприменительной практике размещение свободных остатков средств, полученных в виде целевых поступлений (пожертвований) на депозитных счетах банков не является нарушением их целевого назначения, поскольку представляет собой форму сохранения, но не расходования денежных средств.
Это связано с тем, что при размещении на депозитных счетах целевых поступлений не могут быть определены конечные цели их использования, поэтому указанные операции некоммерческих организаций должны рассматриваться как формы сохранения, но не расходования денежных средств.
Таким образом, подход законодателя, допускающий использование процентов от размещения на депозитных счетах в банках денежных средств, полученных на формирование целевого капитала, является обоснованным и разумным.
При этом состав имущества, за счет которого может быть пополнен уже созданный целевой капитал, значительно шире и включает имущество, полученное в качестве пожертвования (завещания):
1) денежные средства в российской и иностранной валютах;
2) ценные бумаги;
3) недвижимое имущество;
А также допускается использование иного имущества, связанного с полученными целевыми поступлениями, а именно:
1) неиспользованный доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал;
2) процентов от размещения на депозитных счетах в кредитных организациях денежных средств, полученных на формирование и (или) пополнение целевого капитала;
3) дивидендов, процентного (купонного) дохода, иных доходов по ценным бумагам, полученным на пополнение целевого капитала.
Исходя из толкования изложенных положений, можно прийти к выводу целевой капитал некоммерческой организации не может быть пополнен за счет движимых вещей, имущественных прав, охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, что, в первую очередь, обусловлено сложностью инвестирования (управления) указанных активов[6].
При это механизм передачи имущества на пополнение целевого капитала предусматривает дополнительные требования к видам имущества. Так, для пополнения целевого капитала за счет объектов недвижимого имущества необходим ряд условий: объект должен быть признан недвижимым имуществом на основании закона; право собственности на него должно быть зарегистрировано на имя жертвователя (наследодателя); объект не должен быть ограничен в обороте или изъят из оборота.
Также объектами пополнения могут выступать лишь те ценные бумаги, которые соответствуют перечню, уставленному в законе для размещения денежных средств, составляющих целевой капитал. Таким образом, иные ценные бумаги некоммерческая организация – собственник целевого капитала не может принять на пополнение целевого капитала.
Можно согласиться с Комиссаровой Е.Г., которая утверждает, что «унифицированную сущность целевого капитала для гражданско-правовых целей можно обозначить как ограниченную в обороте вещь, находящуюся в собственности некоммерческой организации»[7].
2. В соответствии с нормой п. 2 ст. 4 Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» некоммерческая организация не вправе передавать на формирование своего целевого капитала (пополнение своего сформированного целевого капитала) собственное имущество, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Смысл нормы заключается в том, что источником для первоначального формирования целевого капитала и источником его пополнения может служить только привлеченное имущество.
Однако в результате анализа порядка формирования и пополнения целевого капитала можно прийти к выводу, что денежные средства и иное имущество, которое некоммерческая организация получает в рамках договора пожертвования на формирование либо пополнение своего целевого капитала, становятся собственностью некоммерческой организации с момента их передачи, и только после этого имущество при наличии предусмотренных в законе условий может быть передано в доверительное управление[8].
Другими словами, некоммерческая организация не может сформировать либо пополнить целевой капитал за счет чужого, не принадлежащего ей на праве собственности имущества, что указывает на низкое качество юридической техники – дефект правовой нормы.
Можно предположить, что замысел законодателя состоял в том, чтобы к предмету целевого капитала относилось только имущество, полученное в виде пожертвования на формирование либо пополнение целевого капитала[9], при этом исключив возможность использования в качестве предмета целевого капитала имущества, полученного за счет пожертвований на уставную деятельность некоммерческой организации и поступлений от приносящей доход деятельности[10].
Запрет на формирование и пополнение целевого капитала за счет пожертвований, полученных без конкретного целевого назначения либо для использования в рамках уставной деятельности, является обоснованным исходя из правовой природы пожертвования.
Назначение пожертвования, срок его использования могут быть не предусмотрены договором, однако предполагается обязанность некоммерческой организации по их непосредственному использованию, недопустимость извлечения дохода при распоряжении указанным имуществом. Это подтверждается и позицией Минфина России (Письма от 28.03.08 № 17, от 24.11.17 № 77936), согласно которой допустимо размещение свободных остатков целевых поступлений на депозитных счетах в банках, поскольку в таком случае не могут быть определены конечные цели использования поступлений, поэтому указанные операции некоммерческих организаций следует рассматривать как формы сохранения, а не расходования средств[11].
При этом смысл формирования целевого капитала заключается в возможности распоряжения, главным образом, доходом от управления целевым капиталом[12].
Вместе с тем, сложнее обосновать запрет на использование в качестве предмета целевого капитала имущества от приносящей доход деятельности. Это обусловлено тем, что оно не имеет конкретной цели использования, а распоряжение им происходит в соответствии с уставом (уставными целями) некоммерческой организации.
В результате чего, можно смоделировать следующую ситуацию – некоммерческая организация на денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности, приобретает облигации, акции либо финансовые инструменты долгосрочного инвестирования, если возможность осуществления такой деятельности предусмотрена уставом некоммерческой организации; полученный доход используется для достижения предусмотренных уставом целей – на общественно полезную деятельность. Вместе с тем, несмотря на схожесть описанных правоотношений с теми, что возникают при формировании целевого капитала, доход подлежит налогообложению на общих основаниях[13].
Исходя из анализа приведенной ситуации возникает вопрос: в чем экономический и политико-правовой смысл ограничения возможности передачи в собственный целевой капитал поступлений некоммерческих организаций от приносящей доход деятельности?
Представляется, что такой запрет не является обоснованным, и может привести к недобросовестной практике обхода закона.
Так, некоммерческая организация, имеющая намерение сформировать либо пополнить целевой капитал, будет производить обмен пожертвованиями с некоммерческими организациями – партнерами, передавая вырученные от приносящей доход деятельности денежные средства в качестве пожертвования на уставную деятельность партнера, а взамен получая от него пожертвование на формирование либо пополнение целевого капитала (за счет средств, свободных от конкретного целевого назначения).
Таким образом, есть основания не только для изменения понятий, указанных в пункте 2 статьи 4 федерального закона, но и переосмысления определения предмета целевого капитала, в том числе путем исследования и апробации опыта использования механизма целевого капитала в зарубежных странах, в частности, в Соединенных Штатах Америки.
[1] Соколова С.В., Соколов Б.И. Эндаумент-фонд – целевой капитал некоммерческой организации // Проблемы современной экономики. 2008. № 2. С. 169.
[2] Гришаев С.П. Некоммерческие организации // СПС КонсультантПлюс. 2010.
[3] Петров А.В., Петрова Н.А. Эндаумент-фонд как инновационный механизм привлечения дополнительных источников финансирования вуза: особенности, проблемы создания и перспективы применения в России // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса. 2015. № 27. С. 77.
[4] Комиссарова Е.Г. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2012.
[5] Елисеева C.B. Состояние и проблемы развития эндаумент-фондов в Российской Федерации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 2-1. С. 130.
[6] См.: Подольская А.П., Харламова Е.Е. Эндаумент-фонд в России: понятие, сущность // Экономическая безопасность России и стратегии развития ее регионов в современных условиях: сбор. науч. тр. Международной научно-практической конференции. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2015. С.157
[7] Комиссарова Е.Г. Целевой капитал некоммерческих организаций как объект имущественных отношений // Цивилист. 2013. N 2. С. 37
[8] Подольская А.П., Харламова Е.Е. Целевой капитал как источник финансирования некоммерческой организации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. №15 (399). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tselevoy-kapital-kak-istochnik-finansirovaniya-nekommercheskoy-organizatsii-1 (дата обращения: 19.05.2022).
[9] Хаунина Екатерина Андреевна Создание и функционирование фондов целевого капитала (эндаумент-фондов) в сфере культуры в российской Федерации // ВТЭ. 2018. №2 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-i-funktsionirovanie-fondov-tselevogo-kapitala-endaument-fondov-v-sfere-kultury-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 20.05.2022).
[10] Субанова О.С. Фонды целевых капиталов некоммерческих организаций: формирование, управление, использование: монография. М.: ИНФРА-М, 2011. С 118.
[11] Барковец А.А. Функционирование российской модели эндаумент-фондов // Межсекторное взаимодействие в социальной сфере: аналит. сб. VI Всероссийской конф. Москва, 9–10 декабря. М.: Минэкономразвития, 2013. С. 59.
[12] Комиссарова Е.Г. Целевой капитал некоммерческих организаций как объект имущественных отношений // Цивилист. 2013. N 2. С. 37
[13] Воробьев К.О. О некоторых проблемах правового регулирования порядка формирования целевого капитала некоммерческой организации, в том числе содействующей защите детства // Сборник: Детство - территория безопасности. Сборник материалов конференции. Отв. редакторы В.Г. Голышев, Н.М. Ладнушкина. Москва, 2021. С. 72