Ко мне приходят дети, которых называют поведенческими. С диагнозами в картах аутизм, детская шизофрения, генетические заболевания, СДВГ, ЗПР. Я их беру в работу. И они орут в моем кабинете, плюются, пытаются укусить и швыряют в меня тупыми тяжёлыми предметами. Какое-то время. Максимум месяц. После этого периода я каждый раз выкладываю на стол определенное количество заданий и ребенок раз за разом спокойно и с улыбкой заходит в кабинет, садится и выполняет их все до единого. Задания - в основном самые обычные распечатки, никаких фейерверков с раскидыванием макарон до потолка. Делает.
А мама сидит в соседней комнате и пьет чай. И дверь на месте, с петель не сорвана. И скотчем к столу никто не приклеен. И я ни на кого не ору, и не читаю нудных лекций про то, что плохо вести себя плохо, и специалиста надо уважать. А потом не иду плакать в соцсети, что я так старалась, а ни родители, ни дети меня ни во что не ставят. Меня ставят.
Это не рекламная статья, не белое пальто и не я молодец. Рекламировать очные занятия с собой мне необходимости нет, я могу взять очень ограниченное количество детей в работу, и уже давно взяла их. Также я знаю огромное количество людей, которые работают так же, и работают лучше. Людей, инструкции которых без звука выполняют самые разные дети, от совершенно нормальных до абсолютно не понимающих речь. От двухлетних малышей до пятнадцатилетних дяденек. Это совершенно разные люди, с разным темпераментом и стилем работы, но всех этих людей объединяет одно - они знают законы детского развития и свято их чтут. Они будут требовать от ребенка только то, что он действительно сейчас может дать, и столкнувшись с яростным сопротивлением, прежде всего проанализируют не ребенкину порочную генетику и испорченную натуру, а свои действия - возможно что-то я сейчас делаю не так, и мои требования неадекватны. Но, зная законы развития и понимая, что ребеку нужна помощь, но вот это он точно может - добьются от ребенка необходимого.
Мама моего ученика точно так же закроет дверь с той стороны, как и мама уже описанного кричащего полуторалетки - дети очень хорошо умеют искать лазейки, и находят их чаще всего в маме, поэтому я не очень люблю родителей в кабинете. Не запрещаю, но и не люблю. Но мама выйдет за дверь не раньше, чем и она и ребенок начнут целиком и полностью мне доверять. Я предьявлю требования и дам задания - но не раньше, чем стану ребенку другом и игровым партнёром, не раньше чем он согласится на обмен - я хочу с тобой поиграть, поэтому ладно уж, сделаю что ты хочешь. Я не молодец. Так работает методика. Так работают законы поведения. И они работают!
Этой статьей я хочу завершить свои эмоциональные рассуждения о том, что же всё-таки с детьми можно делать, а что нельзя. Завершить - и перейти к вещам абсолютно фактическим. Рассказать про принципы моих любимых методик, их ключевые постулаты. А вы уж сами решайте, хороши эти принципы или плохи, соглашаться вам с ними, или нет. Речь будет идти на самом деле о вещах совершенно понятных, с которыми интуитивно не согласиться невозможно. А вот засорить себе мозг теориями искусственными, методиками, высосанными из пальца - это запросто, умеем, практикуем. Той же социализацией в год, например.
Ни в одной педагогической теории мира о ней не говорится, потому что ее нет и быть не может, это противоречит законам возрастной физиологии. Но мы верим - потому что есть же ясли. Тогда как достаточно просто почитать историю и сделать выводы, что есть правильные идеалы, а есть суровые обстоятельства и исторические реалии, которые иногда сильнее правильных теорий. Вот только у вашего конкретного ребенка обстоятельства так ли суровы, чтобы идти против законов его физиологии? Против его здоровья идти?
Настоящая педагогическая система - она не про обстоятельства. Она - про законы. Ну вот они такие. Они есть. А что вам с этим знанием делать, и как, имея его, под обстоятельства прогнуться - это уж вам решать. Наше дело - рассказать про законы.
На этом закончу. Ясли с года - это всего лишь один из примеров довольно уродливых выростов на теле современной педагогики. В комментариях с долей ехидства отметили, что Ушинский ничего про ясли не писал - конечно не писал. Потому что писать было не о чем. Не писал он и о многом другом - а оно есть. Хорошо ли оно? Давайте обсудим. А заодно и то, что есть и было - точно ли оно так уж хорошо, или мы просто привыкли к незыблемому?
Начинаем долгий разговор. Цель его - не убедить вас срочно забрать детей из госсистем и побежать искать альтернативные. Не вколотить в вас чувство вины за то, что вы все уже сделали не так и за то, что обстоятельства все же сильнее вас. А дать информацию. Сделать так, чтобы, возможно, какой-то из законов детского развития стал вам близок. Вошёл в вашу плоть и кровь. Если он это сделает - вы примете для себя, что по другому просто нельзя. А приняв - найдете выход. Свой, личный. Точно найдете. Так наш мозг работает. Когда точно нельзя - он находит выход. Пока нельзя, но если очень хочется, то можно - выход будет рядом, но вы его не заметите.
ПС: кто сейчас ничего не понял, советую подписаться и прочитать предыдущие четыре статьи, предыстория там