Наверное, самое известное украшение русской классической литературы - это гранатовый браслет из одноимённой повести Куприна. Щемящая, нежно-печальная повесть о безответной и беззаветной любви превратила обычную вещицу в настоящую драгоценность, в символ. Давайте попробуем представить, каким он был.
Хотя это, конечно, дело неблагодарное. :) Уверена, у всех нас есть свой идеальный гранатовый браслет, который мы представляем с тех самых пор, как прочитали книгу. Да и найти точно такой же невозможно... Но мы хотя бы попытаемся!
Вот как браслет описан у Куприна: "Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни".
Все камни украшали когда-то серебряный браслет, принадлежавший прабабушке несчастного чиновника Желткова, а сам браслет сделано совсем недавно, специально для княгини Веры. Повесть написана в 1910, время действия не указано, но это явно уже начало XX века. В искусстве царит стиль модерн, но... Ничто не указывает на "модность" украшения. Скорее всего, оно выглядит так же, как тот серебряный браслет XIX века, с которого были сняты камни.
В семье Куприных был гранатовый браслет, ставший прототипом литературного украшения. Он принадлежал первой супруге писателя, Марии Карловне. Это не лучшая его фотография, зато она даёт возможность хорошо разглядеть и понять, как он устроен. Серебряный, а позднее позолоченный. Другая центральная часть. Нет зелёного камня в центре. Словом, именно что прототип - так же, как история, которую Куприн услышал в семье жены, легла в основу повести. Впрочем, к тому времени, как "Гранатовый браслет" был начат, супруги уже несколько лет как развелись... Видимо, Куприн запомнил его вот так, а, может, нарочно изменил..
Нет, не получится найти такой же браслет. Да и не нужно. Он вот уже больше века существует сам по себе, в своём литературном бессмертии.
И пока я подыскивала его дальних родичей, то переслушала ""L. van Beethoven. Son. No 2, op. 2. Largo Appassionato".
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!