В Heroes of Might & Magic IV (HM&M IV) шесть фракций, каждая из них обладает своей уникальной стратегией, и каждая же, имеет сильный дисбланс юнитов. Я хочу рассмотреть каждую фракцию из этой игры, выделить оптимальную стратегию строительства воинов, параллельно с этим, вскрывая и разбирая тот самый дисбаланс. Героев и магии касаться не буду - только родные войска городов.
Фракции «Смерть», «Хаос», «Сила», «Природа», «Порядок» мы уже разобрали. Сегодня коснемся стороны под названием «Жизнь».
Обитель проявляет свою не толерантность и выгоняет из фракции всех, кроме людей. Даже грифонов больше нет, потому что Обитель для людей! Платят они за это скоростью.
Надо сказать, что первоуровневые воины у Жизни достаточно скверные. Мне раньше нравились арбалетчики, за их способность стрелять без штрафов за расстояние, что странно, потому что у луков-то как раз дальность выше, чем у арбалетов. У арбалетного болта просто намного выше шанс пробить броню, в отличие от стрелы. Так что, по правилам, арбалетчик должен как раз иметь штраф за расстояние, но полностью игнорировать броню. Ну ладно - нет, так нет. Мы получаем очень слабого стрелка, который шмалит по всему полю битвы. Очень слабого, потому что никого, кроме существ своего же уровня, он качественно пробить не сможет - стрелковая атака еще ниже, чем у полуросликов. А еще он ходит одним из последних, как слоупок. Сквайры же - обычный вариант пушечного мяса, тоже со слабой атакой в ближнем бою. И медленный. А его оглушающий удар сработает раз в сто лет, когда величина нанесенного урона сквайра будет значительно выше количества здоровья цели... выражаясь проще: "Когда Венера будет в Меркурии". По опыту скажу, что оруженосец оглушает отряд противника в тот момент, когда вы его уже почти добили. Что арбалетчики, что сквайры - жутко медленные как в бою, так и на стратегической карте.
Идем дальше. На следующем уровне, Обитель усиливает свой артиллерийский потенциал, предлагая игроку баллисту. Но не ту, что в третьих героях можно было купить в кузнице, а как полноценный боевой отряд. При первом рассмотрении, баллиста очень сильный стрелок, с теми же плюсами что у арбалетчика, но еще и способностью простреливать крепостные стены без штрафов. Если рассмотреть повторно, особенно ее скорость, то вы увидите что она равна нулю. У баллисты просто НЕТ скорости в бою, а это значит, что все летуны врага, прыгуны, телепортаторы и скакуны, получат возможность беспрепятственно встать перед баллистой и лишить ее всяческой силы. Потому что в ближнем бою, эта деревянная конструкция, превратится в ресурс для растопки печи. И даже убежать... ха-ха, даже отъехать от врага, баллиста особо далеко не сможет. На карте она вообще ложится мертвым грузом на героя, практически полностью лишая его очков передвижения. И если вы рассчитываете встретиться с противником лоб в лоб, на генеральном сражении, как настоящий рыцарь, то зря - пока вы ковыляете до замка врага, противник лишит вас всех шахт и сам захватит ваши беззащитные города. Скорость на стратегической карте очень важна! Именно поэтому, я выбираю копейщиков. Парни хоть и слабые (атака), но значительно быстрее баллист, и прирост у них замечательный. Ну и, считай что, обладают длинной безответной атакой, благодаря копью.
Начинаем парад калек. Новичку в Heroes of Might & Magic IV, который сел играть за Обитель, при взгляде на местных существ третьего уровня, захочется их обнять и плакать. Ну вот крестоносцы. Сильные воины ближнего боя, полностью облаченные в латы, казалось бы. Смотришь на их атаку - до смешного низкая, потом на защиту - даже и не скажешь что эти парни в латах, а когда обратишь внимание на здоровье... 65 единиц для существа третьего уровня, является очень низким показателем. Разумеется, скорость передвижения у этих консервных банок соответствующая. Только дайте им подобраться к врагу, и крестоносцы покажу все мощь Deus Vult, благодаря двум атакам. Кстати, это единственные высокоуровневые существа, что бьют два раза, и возможно поэтому разработчики решили сделать их такими хрупкими. Крестоносцам, как маслице для хлебушка, нужна усиливающая магия Жизни или (и) развитая тактика от соответствующего героя - тогда они раскрывают всю свою мощь. На мой взгляд, божественным воинам все же стоило накинуть броню, возможно даже до уровня вампирской (30 единиц): все-таки полные латы, в средневековье, действительно защищают почти от всего - пусть соответствуют своему внешнему виду. Следующая паства. У монахов здоровье еще меньше - 55 единиц! Наверняка подорвано многочисленными постами и самобичеванием. Зато монахи, по крайней мере, не должны быть на передовой. Как понятно, это неплохие стрелки, с низким уроном и атакой, но высоким приростом среди всех высокоуровневых стрелков, поэтому их можно накопить очень много. При борьбе с нежитью, слабые характеристики монахов и крестоносцев не будут помехой, так как эти ребята получают 50%-ю защиту от тварей Некрополиса и их заклинаний.
Четвертый уровень ставит нас перед выбором без выбора. Чемпионы очень красивые юниты, с прикольной анимацией. Это здорово. Во всем что касается сражений, они НЕ чемпионы. Да, соглашусь что недостаток всех характеристик должен нивелироваться их колоссальным приростом - 4 единицы в неделю. А значит из чемпионов можно сколотить огромный и быстрый ударный отряд. Но даже удвоенное число всадников не ровня ангелам. Крылатые божественные посланники, мало того что летают и быстры, почти как фениксы, так еще и намного сильней и устойчивей. А так же они воскрешают павших воинов, что иногда, в бою, может склонить победу в вашу сторону. Пусть лучше ангелы играют вам джаз, с рассвета и до рассвета.
Обитель сильна своей массовой армией второго-третьего уровня, и четвертого, если вы планируете строить чемпионов. Подобно Силе, они могут задавить числом, но не качеством. Такой армии жизненно необходима родная магия, которая заметно усиливает боеспособность войск. Жизнь невероятно хороша при обороне замка, просто исключительно. Это единственная фракция, где вы можете построить трех стрелков сразу: арбалетчики, баллисты, монахи, но тогда непонятно вообще, кто будет этих стрелков защищать - не сквайры же. Так что данная тактика себя оправдывает только при обороне замка, что случается далеко не каждый день.
#heroesofmightandmagic #heroesofmightandmagic4 #heroesofmightandmagiciv #героимечаимагии #priest #life #haven #crusader