Найти в Дзене
Об этом не говорят

Инфляция в Польше достигла почти 18% и падать не планирует

И это многолетний рекорд.

Как пишут, в Польше социально-экономическая ситуация продолжает ухудшаться. Последствия высоких процентных ставок, конфликта на Украине и инфляции, которая на максимуме за 25 лет, грозят ввергнуть страну в глубокую рецессию.

Инфляция, составлявшая 8,6% в конце прошлого года, уже выросла почти до 18%, несмотря на правительственный «инфляционный щит». Даже так называемая базовая инфляция, не учитывающая сильно колеблющихся цен на продукты питания и энергоносители, превысила символический уровень в 10%.

Польша не входит в зону евро. Польский центральный банк поэтапно поднял первичную процентную ставку до 6,75%. Это значительно выше базовой ставки ЕЦБ, которая совсем недавно составляла 1,25%. Польский центральный банк в последнее время воздерживается от дальнейшего повышения процентных ставок, поскольку повышение ставок на сегодняшний день уже вызвало ощутимый экономический спад [будто только они - прим. Об этом не говорят].

Фиксированные процентные ставки в Польше встречаются редко, поэтому процентные ставки по существующим кредитам растут, а новые инвестиции становятся дороже. На сегодняшний день наблюдается лишь ограниченное снижение продаж потребительских товаров, но это в основном связано с большим количеством украинских беженцев (2,6 миллиона по данным УВКБ ООН), проживающих в настоящее время в Польше [в том смысле, что уровень продаж в Польше заметно не падает только из-за ощутимо выросшего "населения" страны - прим. Об этом не говорят].

Взгляд на строительный сектор, в частности, показывает, насколько разрушительным было влияние повышения процентных ставок на польскую экономику. По сравнению с предыдущим годом в августе было зафиксировано резкое снижение объемов нового жилищного строительства на 46 процентов. Поскольку многие польские компании арендуют свои транспортные средства и оборудование, они также сталкиваются с ростом затрат.

Международный валютный фонд (МВФ) снова понизил прогноз роста Польши на этот и следующий год: до 3,8% в этом году и до 0,5% в 2023 году [оптимисты - прим. Об этом не говорят]. По данным рейтингового агентства Moody's, ВВП Польши сократится на 0,2% в годовом исчислении. -год в 2023 году.

Павел Борис, президент Польского фонда развития, опубликовал в Twitter мрачный прогноз. Вернувшись с ежегодных собраний МВФ и Всемирного банка, он написал, что настроение было «столь же плохим, как во время кризисов 2009 и 2012 годов». Борис считает, что рецессия в Германии и Италии также отразится на польской экономике и приведет к дальнейшему росту безработицы и государственного долга.

Для Польши обесценивание злотого (PLN), который за последний год упал в цене с 3,9 злотых до 5 злотых за доллар, означает рост цен на импортные товары, особенно из США, где Польша подписала многомиллиардные контракты на закупку оружия в долларах. Многие польские компании расплачиваются за ввозимое сырье и комплектующие долларами, а за экспорт готовой продукции в Западную Европу принимают оплату в евро, что «очень быстро сокращает маржу» из-за «более сильной позиции доллара».

Социальные последствия кризиса уже стали разрушительными. Недавно опубликованный доклад о бедности («Наблюдение за бедностью 2022») Европейской сети по борьбе с бедностью дает представление о безудержном распространении бедности за последний год в Польше. По словам профессора Рышарда Шарфенберга, несмотря на то, что в последние годы бедность уменьшилась, сейчас она носит «лицо пожилого и инвалида».

Около 1,6 миллиона поляков живут ниже прожиточного минимума. Для семьи из одного человека это 692 злотых (около 145 долларов США) в месяц. Это без учета бездомного населения, которое не регистрируется в статистике. Примерно 4,6 миллиона поляков живут в относительной бедности, то есть зарабатывают менее 50 процентов среднемесячного дохода. Это было 6688 злотых (1480 долларов США) в сентябре 2022 года [нет смысла сравнивать эти цифры в лоб с Россией, так как в разных странах разные особенности налогов и трат, надо дождаться обновления информации об паритетных курсах валют - прим. Об этом не говорят], что номинально на 14,5% больше, чем годом ранее. Однако с учетом инфляции реальная заработная плата снизилась примерно на 3 процента.

Кроме того, 246 000 пожилых людей старше 65 лет живут ниже прожиточного минимума. Пожилые люди все чаще обращаются за продовольственной помощью, отмечает Шарфенберг. Больше всего страдают те, кто не имеет пенсионного права и живет на социальную помощь. В феврале 2022 года эта сумма увеличилась лишь незначительно с 645 злотых до 719 злотых (со 143 до 159 долларов США), несмотря на высокую инфляцию.

На самом деле минимальный прирост социальной помощи уже в несколько раз превзойден ростом цен. Хотя правительство пыталось противодействовать этому своим «инфляционным щитом»: снижением налога на добавленную стоимость с 23 до 8 процентов и отменой налога на топливо, цены на бензин и дизтопливо достигли рекордных высот. С сентября цены выросли примерно на 170 процентов, при этом литр дизельного топлива стоит 8 злотых (1,77 доллара США).

Даже тонна каменного угля стоит 2000 злотых (443 доллара США), что вдвое больше, чем год назад, несмотря на государственные субсидии. Цены на свободном рынке сейчас составляют 4000 злотых (885 долларов США) и выше. В поисках дешевого угля на зиму некоторые стоят в очереди часами или проезжают сотни километров в Чехию или Словакию, где он все же несколько дешевле.

В ответ правительство снова легализовало покупку бурого угля оператором электростанции PGE, что было запрещено из-за высокого уровня выбросов загрязняющих веществ. Его цена колеблется от 190 до 500 злотых за тонну (42-111 долларов США), но при сжигании он производит в четыре раза меньше тепла, чем каменный уголь. Более того, при сжигании бурого угля в воздух выделяется в три раза больше серы и в пять раз больше ртути.

Рост цен на энергию уже привел к сокращению бюджетов.

Ягеллонский университет в Кракове, например, объявил, что больше не будет проводить свои основные лекции лично, а с октября будет проводить их онлайн из-за роста цен на электроэнергию, которые выросли почти на 700 процентов. Аналогичные заявления сделали и другие университеты.

Муниципалитеты также попросили школы и детские сады разработать планы по сокращению расходов, повторяя при этом банальности о том, что «детям нужно тепло» и что «дистанционное обучение не будет осуществляться». Торговые центры и торговые сети также объявили о мерах по экономии на освещении и отоплении.

Тем не менее, самым серьезным воздействием является рост цен на продукты питания. В первом полугодии 2022 года цены на сливочное масло выросли на 48 процентов, на мясо — на 31 процент, а на фрукты — на 24 процента. К сентябрю цены на растительное масло выросли на 62, на соль, молоко и макаронные изделия — на 37, на муку и рис — на 20, а на сахар — на 100 процентов. В результате в первом полугодии количество крупных магазинных краж увеличилось на 27%, а мелких - на 13%. Как сообщает отраслевой журнал Wiadomości Handlowe, магазины отреагировали на это расширенным использованием антиворовских устройств, монтируя их даже на сливочное масло.

Под лозунгом «Объединяемся и злимся на ПиС» оппозиционные группы в последние недели провели в нескольких городах демонстрации против роста цен на энергоносители и инфляции. В каждом случае присутствовало всего несколько сотен участников.

НСЗЗ «Солидарность», одна из трех крупнейших конфедераций профсоюзов Польши, объявила о «крупнейшей демонстрации в Варшаве за последние годы», которая состоится 17 ноября. На протесты должны быть мобилизованы горняки, сталелитейщики и автомобилестроители, а также госслужащие и полицейские.

Интересно, что выйдет у Солидарности. Пока поляки, несмотря на ощутимое ухудшение условий жизни, особо протестовать не спешат. Всё устраивает?