#экономика
Трансграничная торговля требует формирование системы международных денежных отношений и расчетов, чтобы не скатываться до прямого бартера. Основные принципы современной системы определены в соглашениях 1944 г. и 1976 г. и давно требуют изменения. Саммиты G20 (крупнейших экономик мира) в современном формате встречи глав государств начали проводить в 2008 году, ровно для поиска ответа на этот вызов. Антикризисные саммиты 2008 и 2009 годов не принесли ничего полезного, а в последующие годы тема экономики постепенно ушла с первых позиций, словно решение найдено.
Мировую финансовую систему можно характеризовать тремя основными характеристиками, остальные не столь значимы и принципиальны:
- ️старшая валюта – эталон / эквивалент обмена и цены, относительно которой производятся все расчёты;
- ️источник / владелец эмиссии старшей валюты;
- ️постоянство обменных курсов национальных валют по отношению к старшей валюте.
Исходя из этих параметров, мировые монетарные системы последних ста лет характеризуются ключевыми характеристиками:
- ️до 1944 года, «золотой стандарт» - золото, гарантирующие обмен государства (за счет добычи, грабежа, обмана, наращивания долгов), твердые курсы;
- ️1944 – 1976 гг. Бреттон-Вудская система – золото и доллар США, ФРС, твердые курсы;
- ️1976 – н/в гг. Ямайская система – доллар США, ФРС, плавающие курсы.
Определив, указанные параметры, можно понять основные черты грядущей финансовой системы международной торговли и расчетов. Использование в качестве старшей валюты золота, энергии, редкоземельных металлов, уран и т.д. имеет множество проблем, самая большая связана с контролем и управлением эмиссией.
При нормально работающей банковской системе и росте экономики на 5-6%%, можно смело допечатывать 1-1,5%% от ВВП без роста инфляции, но практически никто не может вовремя остановиться. Управлять эмиссией при жесткой привязке к материальным ресурсам сложно, так как последнее могут использовать не только в качестве старшей валюты, но и товара и/или не создаваться в нужном количестве. К тому же, в современном мире нет товаров, что были бы настолько важными, чтобы не вызывать вопросов в роли старшей валюты в торгах между странами.
Использование в качестве старшей валюты одной из национальных валют возможно лишь при сохранении глобального мира, что не просматривается, а «доверять» не мировому гегемону в этом вопросе мало кто будет. Эмиссия международной валюты, приведет к аналогу SDR, для чего нужен Мировой Центробанк, единый эмиссионный центр. Последнее требует отказа государств от очень важной части суверенитета – контроля над эмиссией и консенсуса по функционированию нового института.
Сделать последнее в разы сложнее, чем добиться консенсуса от жильцов многоквартирного дома. Одни страны будут требовать рассчитывать влияние от текущих данных, другие от исторических, третьи от будущих потоков, практически каждый поднимет вопрос компенсаций, особых условий и индивидуальных преференций. Для цифровых валют ситуация ещё хуже – контроль над эмиссией исчезает, убедить руководство и элиты стран в этом будет за гранью возможного.
В условиях распада глобальной системы и погружения мира в катастрофу, что уже выражается в движении к гиперинфляции, постоянной угрозе коллапса рынков, финансовые системы даже крупных стран будет очень сильно штормить, оттого установка жестких обменных курсов старших валют будет непростым делом, а плавающие и меняющиеся будут повышать риски, ещё больше разрушая единое пространство.
Ждать появления в мире аналога Бреттон-Вудского соглашения до 2027 гг. бессмысленно, страны не будут готовы к выработке единых принципов, а вот до 2030 года подобное соглашение появится с большой вероятностью, как основа взаимодействия частей распавшегося глобального мира. До этого периода большие государства, с независимой финансово-экономической политикой будут:
- ️жестко ограничивать хождение чужих валют внутри своей финансовой системы;
- ️на национальных счетах держать чужой валюты на несколько месяцев объемов торговых операций по ней;
- ️не формировать внешних резервов, покупая / инвестируя излишки валюты в реальные активы на будущих подконтрольных территориях;
- ️взаимодействовать в логике «товар – деньги – товар».
В отличии от больших стран, малые не будут иметь возможности жить без валютных запасов, оттого будут вынуждены использовать валюты крупных стран в качестве резервных, принимая риски и не имея возможности конвертировать валюты между собой.
И, да, построение подобной системы невозможно без замены носителей либеральной монетарной парадигмы в ЦБ и Минфине РФ на людей других экономических взглядов, готовых жить вне привычных моделей…
Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/1979