Начну с того, что никто из работников компании не знает, как выполняется работа другого. Это касается всех компаний, а не только Яндекс. Из-за этого многие просто делают предположения о том, как работают те или иные вещи, на основе фаз Луны (иначе никак не объяснить).
Никто ничего не понимает
Сейчас я расскажу про само приложение ЯндексПро, через которое работают и таксисты, и курьеры Маркета, а также Еды. Когда я только устроился, то среди моих коллег ходил миф, что если часто опаздывать на доставки, то некоторые слоты (слотами называют рабочую смену, которую можно выбрать через приложения) тебе не показываются. Другие мне сообщали, что лучше всего прикрепится к определённой Лавке и не ходить работать в другие районы. Остальные рассказывали, что если ты работаешь со своего аккаунта, то через него не в коем случае нельзя заказывать доставку самому себе, иначе тебя могут уволить (особенно если ты сам себе доставку отвёз).
Лично я знаю, что ничего не понимаю, как и все... В начале мне очень хотелось разобраться в работе приложения, чтобы найти лазейки, которые помогут меньше работать и больше отдыхать за те же деньги. Ходил и доставал Директора Лавки о том, как приходят заказы, как скинуть заказ в приложении, могу ли я взять сам сразу несколько заказов.
Каким было моё разочарование, когда я осознал, что ДИРЕКТОР вообще не шарит сколько и за что мы получаем деньги. Не знает даже, что такое комментарии к заказу. Курьеры просто пересказывают друг другу разные байки о том, что лучше не опаздывать и вовремя отжимать кнопки по прибытию к клиенту, а то плохо будет. Пришлось всё проверять на собственном опыте.
Когда работать?
Начнём с рабочих смен (слотов) для курьеров Яндекс.Лавки. Раньше (ещё летом 2022 года) их назначал директор лавки, но сейчас (на момент ноября 2022 года) слоты нужно выбирать самому в приложении. Слот можно взять в любой момент. Хоть за 1 минуту до начала, если, конечно, есть свободный.
По идеи слоты создаются очень умным искусственным интеллектом, который, анализируя загруженность лавки по часам, создаёт необходимые места в нужное время.
Однако либо интеллект с горчинкой, либо человек, занимающийся составлением графиков для Лавок, очень плохо делает свою работу. Нормальной считается ситуация, когда в час пик (это обычно вечером с 17 до 21) всего один курьер на Лавку, а в обед (когда заказов немного) их три и более.
Отказаться от слота можно только до 12 часов предыдущего дня. То есть если у тебя смена завтра, то нужно отменить её сегодня до обеда, иначе штраф 700руб. Избежать денежное взыскание можно, если предоставить расписание с учёбы (если в это время у тебя были пары) или справку по болезни.
Как я отменял смены?
Один раз меня директор попросил отдать слот другому. Я прямо так и написал в поддержку. Мне ответили, что им всё равно на слова Директора Лавки, а по итогу слот отменили.
Второй раз мне набрали из Яндекс.Логистики и впарили слот. Я написал первый раз в поддержку, где честно описал ситуацию, что я не хотел брать, но согласился, чтобы быстро отстала. И только потом понял, что не смогу отменить. Мне сказали, что это не их проблема, поэтому "давай работай!". Написал ещё раз, сказав, что признаю свою ошибку и прошу помочь их, как людей. Девушка предложила мне заполнить какую-то форму, чтобы они всё изучили и разобрались, а лучше "просто выйти на слот". В этот момент я очень обиделся на поддержку, поэтому решил давить на жалость.
Пишу в третий раз в поддержку... Придумал историю о том, как я случайно взял слот, а потом вспомнил, что в этот день у моей девушки День Рождения. Она так хотела, чтобы в этот ОСОБЕННЫЙ ДЛЯ НЕЁ день я свозил её на термальные источники. И ей будет очень грустно и одиноко, если этот волшебный день я буду на работе. В итоге девушка на другой стороне чата растрогалась и отменила мне слот. Учитесь, пацаны)
Если что... Я не призываю врать! Просто пойми, что на другом конце сидит какая-то девушка, которая скорее всего ненавидит свою работу из-за грубиянов и неадекватов. Скажу честно, мне очень хотелось выплеснуть весь негатив на третьего работягу из поддержки. Остальным работникам я тоже пятёрки поставил, хоть они мне и не помогли.
Как доставлять заказы так, чтобы ты был доволен?
Ответ прост! Не спеши...
Мой директор Лавки очень гонится за показателя, среди которых есть время сбора заказа, время доставки, количество жалоб, количество просрочки и т.д. Когда у директора цифры не сходятся (а такое бывает часто), он начинает давить на курьеров, чтобы хотя бы показатели времени доставки были в "зелёной зоне", ведь от этого зависит его ЗП.
Я понимаю его, ведь у него семья и ему не хочется лишний раз терять деньги. Однако директору зачастую плевать на тебя. Он будет убеждать тебя брать больше смен, упрекать тебя за медлительность и жаловаться на грязную сумку. Иногда вообще может заставить улицу мести или драять унитазы.
Отказаться нельзя, иначе "ты плохой, не хочешь людям помогать, а ещё жалобу накатаю на тебя, и всё!".
Лично я катаюсь в своё удовольствие с наушниками на голове, где у меня играют приятный рок из прошлого, а в моменты, когда надоело, слушаю аудиокниги. Даже не стараюсь гнаться за показателями, ведь на мою оплату они не влияют.
Проверил, что допустимым является опоздание до 30 минут! Круто, да? Вроде много! Лично я опаздывал максимум на 13 минут, поэтому не представляю, что может случится с тобой, чтобы такое произошло. Но если вдруг задержишься дольше 30 минут без объяснений поддержке, то тебе начнут звонить из Яндекс.Логистики. Уточнять, где заказ, а потом ещё штраф 700руб впаяют.
Обычно я приезжаю к клиенту вовремя (изредка опаздываю до 3 минут). Не из-за страха перед выговором директора, а просто по-человечески понимаю, что кто-то сейчас сидит голодным и ждёт именно меня.
Как отказаться от заказа?
Раньше в приложении нужно было в ручную подтверждать получение заказа на доставку. Умные программисты сделали так, что на доставку ты соглашаешься автоматически, работая в Яндекс.Лавке. Поэтому вези, неси всё, что дают!
Хитрые курьеры отключают интернет, чтобы система не видела их какое-то время и не могла выдать заказ. Например, представь, что сидят два курьера. Ты сидишь на стуле дольше, а тот курьер только с заказа. Логично, что если прилетит доставка, то должен везти её ты. Но если в момент заказа поставить режим "полета", то бедный твой товарищ снова повезёт посылку, а ты останешься почивать на стуле.
Внимательные люди у меня уточнят:
-А как я узнаю, что заказ вот-вот должен прийти?
-Это правильный вопрос! Дело в том, что у кладовщиков заказ приходит раньше в приложение, чем курьерам. И приходит с таким мерзким звуком. Поэтому как только услышал звук у кладовщика, сразу вырубил интернет, и всё!
Но я так делать не советую! Подставлять коллег плохо. А если злоупотреблять, то к тебе появятся вопросы у поддержки.
Избежать заказа можно став на паузу. Пауза - это перерыв длительностью 20 минут, который можно брать один раз в слот, но не раньше, чем за 1 час 30 минут до его окончания. Если у тебя стоит два слот (один 4 часа и второй 4 часа) в один день, то тебе доступно две паузы. Многие сидят, пока заказов нет, а когда начинают приходить заказы, берут паузу и снова отдыхают. Самое интересное, что можно взять паузу даже тогда, когда ты - один курьер на Лавку. Заказы просто будут копится на полке, а доставлять их будет некому.
Правда, если о такой подставе от тебя об этом узнает Директор, выговора не избежать (может вообще до официальной жалобы дойти). Насчёт жалоб на курьеров не бойся. Тебе нужно быть отбитым неадекватом, чтобы тебя уволили из-за них (или если директор будет тебе мстить).
Также если заказ большой по размеру для твоей сумки, ты можешь попросить кладовщика переназначить его на такси. Скажу честно, они делают это с небольшой охотой, поэтому скорее всего тебе откажут и просто впихнут невпихуемое. Я так один раз пылесос огромный доставлял.
Уточнение!
Всё, что я написал может быть неактуально на момент прочтения. Дело в том, что в наше активно развивающееся время компании не стоят на месте, иначе просто начнут проигрывать конкуренцию на рынке. Тем более, что страна одна, а Москва и Питер - другая... Я работаю в Ростове-на-Дону.
Кстати, хотел пожаловаться на то, что мы ездим с сумками Яндекс.Еды, хотя мы курьеры Яндекс.Лавки и .Маркета. Однако недавно завезли новые сумки, поэтому моя претензия неактуальна.
У меня был случай, когда я подъехал к подъезду, где стояло несколько человек. Я пытался дозвонится до клиента, потому что никто не отвечал на домофон. Трубку тоже никто не брал. Я вслух сказал о том, что в гробу видел тех, кто заказывает посылку и забывает о ней. Рядом молодой человек меня услышал и говорит:
-Так, я тоже заказывал посылку. А я думал, что вы еду привезли! У вас же на сумке Яндекс.Еда написана. Поэтому и не подходил к вам!
Я сверил данные и отдал ему посылку. Неловко было...
P.S. Если тебе интересно, то пиши, о чём ещё хотел бы узнать) Может всё таки напишу про работу в колл-центре. Это ещё тот ад был... С радостью прочту про твой опыт работы)