Не знаю, согласитесь ли вы с моим определением данной операции, как одной из самых известных. Речь идёт про захват парашютным десантом полка «Бранденбург» железнодорожного моста в Белоруссии в первые дни войны. Когда три с лишним десятка диверсантов захватили мост и удерживали его до подхода своих танков.
Об этом десанте часто упоминают, как о единственном реальном парашютном десанте, который осуществлён немцами в ходе операции «Барбаросса». Я тоже не исключение, и несколько раз о нём упоминал, как о реальном событии, не делая попыток разобраться. Всё-таки диверсанты — не моя любимая тема.
Однако, для одной из статей, я решил уточнить информацию про этот десант (годы такие, что на память полагаться сложно и лучше проверить), и, к своему удивлению, нашёл про него самую разную, порой взаимоисключающую информацию.
По одной версии десант был 24-го июня, по другой — 25-го, в некоторых версиях мост удерживали сутки. По одной версии десант выбросили в районе села Богданово, и он захватил железнодорожный мост на дороге Лида-Молодечно. По другой версии выброска была в районе населённого пункта Первомайский у Лиды. По ещё одной из версий, железнодорожный мост был через Березину. По одной версии к диверсантам прорвались немецкие танки, по другой — это были мотоциклисты. Словом, выглядит всё очень сомнительно. Первомайский не подходит, так как там нет подходящего моста поблизости. Вариант с мостом через Березину тоже не подходит, поскольку, хоть немецкие танки действительно недалеко от Богданово наступали в направлении реки Березина (не той, где Наполеона купали в 1812 году, в Белоруссии рек с одинаковыми названиями много), но вот беда в том, что железнодорожного моста дороги из Лиды в Молодечно на ней нет.
Село Богданово подходит больше всех, поскольку там как раз рядом есть железнодорожный мост через реку Ольшанка. А железная дорога по мосту идёт из Лиды в Молодечно. Он и ныне существует, и находится как раз между населёнными пунктами Богданов и Богданово.
Так что исходной информацией можно считать вот эту:
Из дневника боевых действий:
25 июня 1941 года 35 диверсантов были сброшены на парашютах близ станции Богданово (Белоруссия) для последующего захвата и удержания двух мостов железнодорожной магистрали Лида — Молодечно. Из-за сильного зенитного обстрела самолет был поврежден, и экипаж был вынужден сбросить группу раньше времени. Группа десантировалась с высоты 50 метров — это был один из первых прыжков десантников со сверхмалой высоты, к тому же под прицельным обстрелом советских средств ПВО. Несмотря на столь неудачное начало, диверсантам удалось вплотную подойти к мостам и уничтожить их охрану. Немцы не предполагали, что рядом располагается несколько советских танков и рота пехоты. Разгорелся бой. Командир диверсантов лейтенант Лекс и четверо парашютистов погибли, 15 человек были ранены, оставшаяся часть группы продержалась под огнем более суток, пока к ним не прорвались немецкие мотоциклисты…
Это из книги «Диверсанты Третьего рейха», автор которой Юлиус Мадер, в другой своей книге «Абвер: щит и меч Третьего рейха», даёт совсем другую версию событий:
24 июня:
Диверсанты «Бранденбург-800» совершают ночное десантирование со сверхмалой высоты (50 м) между Лидой и Первомайским. «Бранденбуржцы» захватывают и в течение двух суток удерживают железнодорожный мост на линии Лида — Молодечно до подхода германской танковой дивизии. В ходе ожесточенных боев подразделение несет жестокие потери.
Оригинал первой книги на немецком тоже есть, вот он:
Aus dem Kriegstagebuch:
Am 25. Juni 1941 wurden 35 Saboteure mit Fallschirmen in der Nähe der Station Bogdanovo (Weißrussland) abgesetzt, um anschließend zwei Brücken der Eisenbahnlinie Lida-Molodechno zu erobern und zurückzuhalten. Aufgrund des schweren Flugabwehrfeuers wurde das Flugzeug beschädigt und die Besatzung musste die Gruppe vorzeitig absetzen. Die Gruppe landete aus einer Höhe von 50 Metern - sie war einer der ersten Fallschirmjäger, der aus ultraniedriger Höhe absprang, außerdem unter gezieltem Beschuss sowjetischer Luftverteidigungssysteme. Trotz eines so erfolglosen Starts gelang es den Saboteuren, sich den Brücken zu nähern und ihre Wachen zu zerstören. Die Deutschen gingen nicht davon aus, dass sich in der Nähe mehrere sowjetische Panzer und eine Infanterie-Kompanie befanden. Es brach ein Kampf aus. Der Kommandant der Saboteure, Leutnant Lex, und vier Fallschirmjäger wurden getötet, 15 Menschen wurden verletzt, der Rest der Gruppe hielt mehr als einen Tag unter Beschuss, bis deutsche Motorradfahrer zu ihnen durchbrachen ...
Может быть кто-то в ней найдёт другой смысл? Автор упоминает вполне серьёзный документ, так что вроде можно верить. Но сам путается в показаниях. Все мои поиски какой-то дополнительной информации на разных серьёзных иностранных площадках привели к весьма удивительному ответу. Во всех случаях дублируется лишь та или другая информация из книги Мадера. Причем в книге Франца Куровски, как мне сказали (сам каясь не читал), утверждается, что источником является российский архив. Знать бы какой.
Что мне удалось найти самому. Поиски этого лейтенанта Лекс ничего не дали, хотя офицерский состав «Бранденбурга» много где фигурирует, не так уж их было и много. Вроде бы нашёл некого оберлейтенанта Ганса Лекса, но он точно не погиб в 1941 году и воевал намного дольше.
Теперь, что касается моста через реку Ольшанка. Зачем он мог понадобиться так сильно Вермахту 25-го июня, что даже затевали десант, не совсем понятно. Для захвата других объектов, которые действительно удалены были от линии фронта и туда действительно устремлялась немецкие танки, парашютные десанты не использовались. Мост через реку, объект, конечно, важный. Но если смотреть на карту, то немцы наступали вдоль реки. Кабы поперёк, то понятно, что она могла служить преградой. Да и сама река в том месте, хоть и с топкими берегами и шириной в десяток метров, но до этого немцы такие преграды лихо преодолевали сходу. На 25-е июня от линии фронта до места высадка в Богданово было не более десятка километров, а зачем на такое расстояние затевать выброску десанта, не совсем понятно.
И самое непонятное в том, что этот мост, как находился 25-го июня в нашем тылу, так и оставался под нашим контролем минимум до 27-го, а то и позже. Там держала оборону наша 24-я стрелковая дивизия. Мост контролировали подразделения нашей же 7-й танковой дивизии. У немцев на западном берегу реки действовала 19-я танковая дивизия, которая была переброшена именно в эти дни под Вильно, и дальше наступление вели части 161-й пехотной дивизии. На восточном берегу Ольшанки действовала 12-я танковая дивизия Вермахта и она стремительно продвигалась к Минску. Теоретически какое-то из её подразделений могло захватить на своём фланге мост через Ольшанку у Богданово (причём гораздо раньше, чем 25-е июня), но, судя по картам (к сожалению, на них нет однозначной точной информации), в районе моста тогда всё-таки были наши танки, а не немецкие.
Правда, есть и немецкие карты, по которым мост действительно мог быть взят 26-го июня 19-й танковой. Но могли и не взять.
Какой бы я сделал вывод из того вороха информации, что пришлось переворотить. Я полагаю, что захват мостов какими-то группами из «Бранденбурга» был. Возможно, что был захвачены мосты и на Ольшанке, и на Березине. А вот про парашютный десант терзают смутные сомнения. Я бы предположил самую простую версию, что мосты захватывали диверсанты из парашютной роты, но, как и все прочие объекты до этого — двигаясь впереди танкистов. Зачем гонять самолёт на расстояние, которое диверсанты легко проходят пешком? Даты захвата мостов тоже могут быть совершено другие.
И если ни у кого нет каких-то серьёзных документов, где бы опровергалась моя версия, я буду исходить из неё.
Так что остаётся лишь порекомендовать вам мою статью с другим расследованием:
Загадочный воздушный десант на Малой земле
И не забудьте подписаться на мой канал, впереди ещё много интересного.