Найти в Дзене
STRELKA KB

Как креативные пространства могут изменить экономику России

Оглавление

Директор по маркетингу и коммуникациям КБ Стрелка Лилия Изгалина — о Глобальном инновационном индексе и потенциале арт-кластеров

Всемирная организация интеллектуальной собственности выпустила очередной Глобальный инновационный индекс (ГИИ), который показывает, насколько эффективно используются ресурсы страны, включающие в себя институты, человеческий капитал, научные разработки и инфраструктуру, для развития креативных индустрий — технологий, экономики знаний, творческих сфер. Россия заняла в рейтинге 47-е место из 132-х возможных, традиционно замыкая первую треть рейтинга. При этом КПД инновационного потенциала нашей страны составил всего 61%.

Креативный сектор генерирует около 3% мирового ВВП и обеспечивает работой 1% экономически активного населения планеты. Показатель России — 2,4% ВВП. Он сопоставим со среднемировым, но ниже, чем в странах-лидерах — Италии (6,1%), Великобритании (5,8%), Австралии (5,7%).

Как выглядит креативный город

Модель креативного города Матеоса-Гарсии и Бахши трактует город как сеть креативных кластеров и бизнес-сообществ, где динамика кластеров тесно связана с экономикой города и его пространством. Именно сетевой характер обеспечивает высокую эффективность креативных индустрий: взаимообмен между креативными подотраслями и классическими индустриями стимулирует появление инноваций, сокращает сроки разработки новаторских решений, что создает дополнительную ценность и конкурентные преимущества. Поэтому коммуникации и инфраструктура становятся крайне важными факторами эффективности.

Модель Матеоса-Гарсии и Бахши определяет основные направления деятельности, которые могли бы стимулировать развитие и повысить КПД креативной экономики в России на основе 80 показателей ГИИ. Главные устойчивые конкурентные преимущества России: высшее образование, приобретение знаний, развитие информационно-коммуникационных технологий, создание нематериальных активов и онлайн-креативность.

Три кита креативной экономики

Ключевые элементы, по мнению специалистов, которые нужны креативному сектору для развития экономики.

1. Инновации от гуманитариев

Инвестиции в инновации часто называют способом повышения производительности, поэтому все страны призывают бизнес вкладывать в НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Однако исследования и разработки в креативных индустриях часто направлены на развитие или формирование нового пользовательского опыта, а не на разработку новых технологий. Проблема заключается в том, что из НИОКР в России исключается искусство, гуманитарные и социальные науки. Во многих западных странах именно на стыке творческого и технологического зачастую появляются инновации с большим потенциалом.

2. Маркетинг и продвижение

Важно также уделять внимание формированию и продвижению бренда города или территории, где расположен кластер. Это помогает привлечь квалифицированные кадры и развивать креативный потенциал места. Этому также могут способствовать специальные акселераторы и программы по релокации, чтобы упростить перемещение и адаптацию к новым условиям.

3. Развитие сетевой структуры

Есть локальные места — так называемые «горячие точки качества». Они быстро растут за пределами крупных городов и специализируются на узких темах за счет глубокого погружения в определенную тематику. При этом их результаты вносят большую экономическую ценность в общее дело на общенациональном уровне. Таким образом, именно поиск «горячих точек качества» должен быть в фокусе представителей государственной власти.

Ревитализация промзон: мода или необходимость

Креативные пространства нужны всем — и представителям креативных индустрий, и крупному бизнесу, и городским властям, и жителям. Для города это возможность получить быстрый рост экономики за счет коммерциализации креативных разработок на производственных мощностях крупного бизнеса. А он, в свою очередь, получает источник инноваций для повышения своей эффективности. Особое значение и актуальность практика создания кластеров приобретает для депрессивных индустриальных городов. Она обеспечивает качественные социальные и экономические результаты.

Для резидентов кластеры выгодны с точки зрения инфраструктуры: это возможность сконцентрироваться на своей деятельности и не отвлекаться на вопросы бэк-офиса, так как эти услуги обычно по умолчанию закладываются в создание креативной экосистемы. Для собственников и операторов кластеров это становится доходным бизнесом.

Нередко креативные кластеры занимают бывшие промышленные здания или целые кварталы, которые до редевелопмента считались маргинальными или неблагополучными. Творческие люди, художники и предприниматели, приносят с собой оригинальные и недорогие решения для переустройства этих зданий и создания новых общественных пространств.

Все это играет важную роль в создании среды нового качества. Так начинают возрождаться районы, становясь привлекательными для работы и жизни. Они получают импульс для развития, там начинает развиваться малый бизнес и стрит-ретейл, туристы и горожане стремятся в такие точки за культурным опытом и досугом.