Найти в Дзене
История транспорта

Автобусы Шкода 706 в Ставрополе

В 1961 году в СССР начались массовые поставки автобусов чехословацкого производства Škoda 706 RTO, выпускавшихся с 1958 года. В СССР поставлялись три варианта этого автобуса:

- городской Škoda 706 RTO MEX, с двумя двустворчатыми дверьми с электропневматическим управлением, вместимостью 78 пассажиров;

- пригородный Škoda 706 RTO CAR(KAR) с одной четырехстворчатой дверью с электропневматическим управлением для пассажиров и мягкими сиденьями, обтянутыми искусственной кожей. Для крупногабаритных вещей на крыше располагался багажник;

- междугородний Škoda 706 RTO LUX. Он имел одну распашную дверь для пассажиров, в салоне располагалось 38 кресел повышенной комфортности, как тогда говорили «самолетного типа» с откидывающимися спинками и подлокотниками. Над сидениями были установлены сеточные полки для перевозки ручной клади. Скаты крыши имели остекление для лучшей освещенности салона. Салон был оборудован радиоприемником с несколькими динамиками. Выставочный вариант был также оборудован холодильником, мини-буфетом и даже туалетом, что по тем временам было немыслимой роскошью.

Автобусы Škoda 706 RTO трех модификаций поставлялись в несколько десятков городов СССР, от Владивостока до Риги. Полный список городов, в которых работали 706-е в настоящее время в работе, и если он кого-либо заинтересует, я могу его опубликовать в будущем.

Итак, вернемся к Ставрополю. В период с 20 по 25 июля 1961 года в ставропольскую автоколонну №32 поступило пять автобусов Škoda 706 RTO MEX, получивших госномера ся 00-77 – ся 00-79, ся 00-85 и ся 00-86. Они были окрашены в бежевый верх и красный, от подоконного пояса, низ и первоначально поступили на маршрут №2 «Вокзал – Газостанция». С появлением в городе троллейбусов в 1964 году, 706-е Шкоды в основном работали на маршруте №11 «Вокзал – кинотеатр «Маяк»».

Шкода 706 РТО МЕХ ся 00-78 маршрута №11 на площади Ленина, 60-е годы. pastvu.com.
Шкода 706 РТО МЕХ ся 00-78 маршрута №11 на площади Ленина, 60-е годы. pastvu.com.
Вот в такой точно окраске были городские Шкоды Ставрополя. Модель в масштабе 1:43. Из коллекции Александра Кирилловича Кутепова. Фото тоже его.
Вот в такой точно окраске были городские Шкоды Ставрополя. Модель в масштабе 1:43. Из коллекции Александра Кирилловича Кутепова. Фото тоже его.

10 августа 1961 года в город пришло девять автобусов типа Škoda 706 RTO CAR. Согласно документам предприятия, эти автобусы именовались «трактовые». Интересное название. Они получили госномера ся 00-87 – ся 00-95. Они были окрашены в молочный верх и жемчужно-серый, ниже подоконного пояса, низ. Их поставили на пригородные и ближние междугородные маршруты, а также на работу по заказу с группами туристов.

Шкода 706 РТО КАР с группой туристов. Архыз, 60-е годы.
Шкода 706 РТО КАР с группой туристов. Архыз, 60-е годы.
А так выглядели в цвете пригородные Шкоды Ставрополя. Модель в масштабе 1:43. Из коллекции Александра Кирилловича Кутепова. Фото тоже его.
А так выглядели в цвете пригородные Шкоды Ставрополя. Модель в масштабе 1:43. Из коллекции Александра Кирилловича Кутепова. Фото тоже его.

Последний, пятнадцатый автобус поступил в Ставрополь 14 августа 1961 года. По документам он назывался «междугородний», что позволило предполагать, что этот автобус был модификации «LUX». Однако это предположение оказалось ошибочным: по состоянию на 14.08.1961 года автобусы модификации «Люкс» в СССР ещё не поставлялись. Следовательно, последний, пятнадцатый автобус, получивший госномер ся 00-96, также был модификации «KAR». Итого, из 15 706-х в город поступило 5 городских и 10 пригородных автобусов.

Освоение импортных автобусов происходило при помощи чехословацких специалистов, командированных на несколько месяцев в Ставропольскую автоколонну №32. Эти события были описаны на страницах газеты ставропольской организации ВЛКСМ «Молодой Ленинец» от 1 ноября 1961 года. Вадим Музыченко отсканировал эту статью и подарил ее нам, за что ему больше спасибо. Ниже предлагаю ее вашему вниманию.

Статья в газете.
Статья в газете.

Первые списания 706-х Шкод начались в городе уже в 1967 году, 22 июля был списан автобус 00-91. 8 апреля 1968 года списан 00-95, а 4 июня 1969 года – 00-88 и 00-94.

В июне 1968 года один автобус Škoda 706 RTO KAR был переделан в передвижную столовую «Спутник» для обслуживания работников автобусного парка, поле чего перерегистрирован и получил госномер 18-36 стк.

Передвижная столовая «Спутник» Ставропольского ПАТП-1 на базе автобуса Шкода 706 РТО КАР, начало 70-х годов. Фото из архива Владимира Шатского.
Передвижная столовая «Спутник» Ставропольского ПАТП-1 на базе автобуса Шкода 706 РТО КАР, начало 70-х годов. Фото из архива Владимира Шатского.

А вот как описывала передвижную столовую газета «Ставропольская Правда» от 17 октября 1968 года (опять спасибо Вадиму Музыченко за находку и сканирование):

Статья из газеты «Ставропольская правда» 17 октября 1968 г.
Статья из газеты «Ставропольская правда» 17 октября 1968 г.

В июне 1971 года автобусы Ставропольского автобусного парка сменили госномера с «желтых» на «черные». Пять Шкод модификации «МЕХ» получили новые госномера 05-37 стр – 05-41 стр, а пять Шкод модификации «КАР» получили госномера 05-47 стр – 05-51 стр.

Но работать им оставалось недолго.На замену им в город поступали автобусы венгерского производства Икарус-556, Икарус-180 и Икарус-250 и отечественные ЛиАЗ-677. Последняя городская Шкода списана 4 июля 1973 года, пригородная – 7 марта 1973 года. Данных о списании передвижного кафе «Спутник» пока не найдено. Но поскольку 9 февраля 1978 года СПАТП-1 изготовило новое передвижное кафе на базе автобуса Икарус-556, можно предположить, что «Спутник» был списан примерно в это время, то есть в начале 1978 года.

Спасибо за внимание.