Найти в Дзене

Пять пунктов. Как составить программу для ребенка с сенсомотороной алалией

Оглавление

Программа подходит любому "молчуну", т. к. первые 2-3 месяца работы одинаковы практически при любом диагнозе. И только после появившейся динамики, нужно будет слегка корректировать программу, в зависимости от успехов ребёнка.

Хочу быть предельно лаконичной, так как абсолютно ВСЕ материалы для выведения ребенка с сенсомоторной алалией в речь на канале уже есть.

Нужно только помочь вам, уважаемые читатели, сориентироваться. Вот это я и сделаю буквально в пяти пунктах!

Пункт первый. Предметный словарь.

Да, без предметного словаря никак не обойтись. Для его первичного формирования, поверьте, нужны только первые звуки в словах, пусть очень приблизительные. Как действовать практически смотрите на 1-ом занятии с Вовой. Набираете коробку игрушек и по 10 минут в день связываете их названия (первый звук) с крупными буквами (буквы просто сигнал, не давим ими на ребенка!). Не забываем о фразе. Игрушки сразу "желают" знакомиться и представляются: "Я - К(отик)". Так, пользуясь двумя буквами, начинаем работу над фразой.

В вашем расписании в первый год занятий эти упражнения планируем на ежедневную работу.

Пункт второй. Грамматический.

Без грамматики тоже никак! Иначе будем иметь дело с "иностранцем", постоянно опускающим или путающим окончания. Слушаем последние звуки в словах. В расписании отводим три дня в неделю, тоже приблизительно по 10 минут на упражнения по грамматике.

1-й день: учимся повторять последний звук в существительных. Например, показываем детенышей в ед.числе и говорим слово, активизируя ребенка на звук "К". ТелёноК, мышоноК, котёноК. Дальше берем мн. число, выделяя голосом слог "Та". Просим ребенка договаривать: теляТА, мышаТА, котяТА. Если он пытается повторить всё слово, поддерживаем его стремление. Можно и нужно вводить в активную речь даже один появившийся слог. Как на видео, где Лаврик рассказывает сказку, озвучивая только два последних звука в существительных.

2-й день: слушаем и повторяем последний звук в прилагательных. ЗеленаЯ, красныЙ, синеЕ. Видео и грамматические альбомы ищем в подборке "Грамматика. Предлоги. Окончания"

3-й день: работаем с глаголами. Слушаем и провоцируем ребенка на повторение окончаний глаголов 1-го и 3-го лица: бегУ, едУ, идёТ, сидиТ. Этих форм достаточно. Остальные по мере развития речи появляются сами, в дальнейшем может потребоваться лишь незначительная коррекция окончаний глаголов при согласовании в предложениях. Здесь снова вспоминаем о фразе. Глаголы не "висят" в воздухе, а звучат вместе с местоимениями или существительными. Материалов по формированию первой фразы на канале достаточно.

Пункт третий. Программирование речи.

Это как раз то, что пугает большинство родителей по причине непонятности и сложности. Однако при алалии без этих упражнений ребенок очень долго не сможет перейти к самостоятельной речи и будет до бесконечности повторять за вами предложения по одному слову. Так что берем себя в руки и решительно открываем подборку "Программа фразы" Не бойтесь, я с вами! И даже подскажу, с какого упражнения нужно начинать. Ну а дальше вы сами разберетесь. В расписании можно отвести этим упражнениям 2 дня в неделю.

Пункт четвертый. Обучение чтению.

Без чтения не обойтись. Так или иначе читаем каждый день, по чуть-чуть. Тут ничего сложного, если понимать, что одним методом трудно научить читать ребенка с речевыми проблемами. В норме, какую бы методику вы не выбрали, ваш ученик всё равно зачитает, хоть "благодаря", хоть "вопреки". А вот при алалии сложно найти достаточно сформированные для освоения чтения зоны речевой коры. Поэтому я всегда опираюсь как минимум на три методики:

  • Глобальное чтение. У меня подписан абсолютно весь дидактический материал.
  • Послоговое чтение. На видео можно увидеть работу со слоговыми таблицами.
  • Аналитико-синтетическое чтение. Кроме выделения звука из слова на ранних этапах работы, в период подготовки к школе обязательно учу детей выполнять звуко-буквенный анализ слов.

Пункт пятый. Работа над слоговой и ритмической организацией речи.

Специально поставила этот пункт последним, т.к. он не всегда необходим. Обычно я жду появления первых фраз и по ним определяю, нужно углубленно работать над темпом и ритмом речи или нет. Сможете определить и вы, это легко. Если ребенок сразу вышел во фразу из двух и более слов без пауз между словами, если он не "теряет" гласные, то скорей всего у него не нарушена слоговая структура слов. А вот в случае выхода на фразу со скандированным, дробным произношение практически без гласных, работа над дыханием и ритмом обязательна! Иначе высок риск появления "алалического" заикания. Обычно достаточно 2-4 месяцев работы над плавностью речи, чтобы справиться с проблемой. Упражнения можно найти в подборке "Постановка звуков"

По расписанию достаточно отвести этим упражнениям 2-3 раза в неделю.

Выбирать дидактические пособия для ваших занятий можно в специальной подборке "Бери и занимайся!" В каждом посте сгруппированы материалы примерно на неделю занятий. Совершенства добиваться не стоит, накопительный этап этого не предполагает. Лучше взять новый материал того же уровня, чтобы ребенок не страдал от однообразия.

Не забывайте про подборку "Вызывание звуков". Даже если непроизвольные звуки есть, но по просьбе ребенок их не повторяет, да еще вы слышите носовой оттенок гласных, вам обязательно нужно вызывать осознанные звуки. Эта работа проводится в рамках первого пункта изложенной программы.

Всем успехов на пути к речи!

Это моя замечательная помощница, которая всё вам рассказывает и показывает на канале. А с ней Зорик. Он помогает моим ученикам расслабиться на занятии.
Это моя замечательная помощница, которая всё вам рассказывает и показывает на канале. А с ней Зорик. Он помогает моим ученикам расслабиться на занятии.