4 ноября 2022 года был опубликован федеральный закон № 420-ФЗ, который вносит изменения в 44-ФЗ, 360-ФЗ и 46-ФЗ. Экспертным сообществом и законодателями он уже обозначен как закон, продлевающий меры поддержки заказчиков и поставщиков в условиях санкций.
Татьяна Песегова, эксперт ЭТП ГПБ в сфере закупок, разбирает, что еще нас ждет, кроме продления мер поддержки:
1. До 1 января 2024 года приостановили действие ч. 5 ст. 2 закона № 44-ФЗ
Напомним: данная норма была введена 1 января 2022 года и предусматривала, что любые изменения в закон № 44-ФЗ должны вступать в силу не сразу, а как минимум с 1 января следующего года, чтобы у заказчиков и поставщиков было время подготовиться к изменениям. Но текущие реалии диктуют свои условия, поэтому в ближайший год будем готовы к оперативным изменениям 44-ФЗ.
2. Изменения в части заключения контракта ст. 51 закона № 44-ФЗ
Подписанный со стороны участника контракт размещается не только на электронной площадке, но и одновременно в закрытой части ЕИС (без размещения на официальном сайте).
3. Закупки у единственного поставщика
• п. 2 ч. 1 ст. 93 для закупок может быть предусмотрено условие о заключении контракта без использования ЕИС — с 01.07.2024
• п. 6 ч. 1 ст. 93 исключено условие по подведомственности государственного учреждения органу власти, обладающему исключительными полномочиями, — с 01.01.2023. Но не забываем, что с 01.07.2023, согласно закону № 360-ФЗ, у субъектов РФ отсутствует право определять такое уполномоченное учреждение
• по п. 8 ч. 1 ст. 93 с 01.01.2023 можно закупать услуги по обращению с отходами I и II классов опасности
• п. 56 ч. 1 ст. 93 — новая редакция
Заказчики — Минобороны России и подведомственные учреждения / унитарные предприятия, иные ФОИВ и их подведомственные учреждения и унитарные предприятия по перечню, утвержденному Правительством РФ.
Что можно закупать: товары, работы, услуги по перечню, утвержденному руководителем ФОИВ (ранее по перечню Минобороны), в целях проведения специальной военной операции (ранее не было), а также в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму.
Ранее перечень товаров и работ утверждался Минобороны России
• п. 62 ч. 1 ст. 93: новое основание закупки у единственного поставщика — заключение контракта на оказание услуг по хранению материальных ценностей государственного материального резерва
4. Изменение контракта на геологическое изучение недр
Внесены изменения в ст. 95 закона № 44-ФЗ, которая предусматривает, что при закупке работ по геологическому изучению недр допускается изменение контракта на основании п. 1.3, п. 8 и п. 9 ч. 1 ст. 95 — изменение видов и объемов работ при условии изменения цены контракта не более чем на 10%; при исполнении контракта, заключенного на срок более 1 года, возможность увеличения цены и срока его исполнения в пределах 30%; увеличение срока исполнения контракта не более чем на срок, на который такой контракт был заключен.
5. Обеспечение исполнения контракта
Внесены изменения в ч. 2 ст. 96, которая предусматривает право заказчика устанавливать обеспечение исполнения контракта в отдельных случаях. Так, правом, а не обязанностью заказчика стало установление обеспечения исполнения контракта при закупке работ по мобподготовке (п. 3 ч. 1 ст. 93), а также по п. 61 и 62 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.
6. Исключение информации о контрактах с едпоставщиком из открытой части ЕИС
С 15 ноября 2022 года информация о контрактах, заключенных на основании пунктов 3, 7, 20, 21, 24, 26, 30, 40, 41, 45, 50, 52, 56, 59, 61 и 62 ч. 1 ст. 93, вносится в реестр контрактов, но ❗️❗️❗️ не размещается ❗️❗️❗️ на официальном сайте ЕИС.
7. Обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств
До 31.12.2023 заказчики вправе не устанавливать обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств за исключением случаев, если установлена выплата аванса и не установлено казначейское сопровождение аванса. См. ч. 64.1 ст. 112 закона № 44-ФЗ в новой редакции.
8. Изменение существенных условий контракта
• Для любых контрактов. До 01.01.2024 возможно изменять существенные условия контрактов при невозможности их исполнения по независящим от сторон обстоятельствам. Изменения по-прежнему могут вноситься только по решению органа власти (Правительства РФ, субъекта РФ, местной администрации). См. ч. 65.1 в новой редакции.
• В сфере здравоохранения. До 31.12.2023 на основании ч. 65.2 ст. 112 можно изменять в ходе исполнения контракта по соглашению сторон количество лекарственных препаратов и медицинских изделий в пределах 30% с пропорциональным изменением цены контракта.
• Новое условие изменения контракта — до 31 декабря 2023 года по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пп. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.
9. Послабления для отдельных заказчиков при закупках малого объема
До 31.12.2023 заказчики, предусмотренные п. 56 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ, УДП могут осуществлять закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 в пределах 10% от СГОЗ, но без ограничения в 50 млн рублей.
10. По результатам несостоявшихся закупок контракты по-прежнему заключаются на бумаге
До 01.07.2024, если по результатам конкурентной закупки не было претендентов на заключение контракта (0 заявок поступило, всех отклонили, все уклонились), контракты с единственным поставщиком на основании п. 24 и п. 25 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ заключаются на бумаге без использования ЕИС / электронной площадки.
11. До 01.04.2024 отложено автоформирование проекта контракта в ЕИС
12. Подписывать допсоглашения все еще нужно на бумаге
До 01.07.2024 не применяются нормы по подписанию допсоглашений к контрактам и соглашений о расторжении контракта с использованием функционала ЕИС.
13. Новое в правилах закупок у едпоставщика по дополнительным основаниям, не предусмотренным статьей № 93 44-ФЗ
До 31.12.2023 сохраняется право Правительства РФ, ОИВ субъектов РФ, местных администраций определять иные случаи заключения контракта с единственным поставщиком, помимо случаев, установленных ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.
Важно, что при этом информация о контрактах, заключенных с единственным поставщиком, размещается в реестре контрактов без размещения на официальном сайте ЕИС. Также в рамках таких контрактов осуществляется электронная приемка без размещения документов о приемке на официальном сайте ЕИС.
14. Новые случаи проведения закрытых закупок и неразмещения информации о контрактах в ЕИС
• До 31.12.2023 Правительство РФ вправе определить дополнительные случаи проведения закрытых конкурентных закупок в соответствии с ч. 11 ст. 24 закона № 44-ФЗ.
• До 31.12.2023 Правительство РФ вправе определить дополнительные случаи, когда информация о заключении и исполнении контракта не размещается на официальном сайте ЕИС, т. е. не отражается в открытой части сайта www.zakupki.gov.ru