Под моими постами про обучение двоечников грамотности и о дисграфии как таковой чаще, чем хотелось бы, появляются комментарии типа «хотим онлайн-курс для второклассника», «нужен онлайн для ребёнка 10 лет» и т. п. Интересно, как родители это себе представляют? Подавляющее большинство не имеет конкретного мнения:
– Ну, я не знаю, как-то же занимаются «детки»!
Некоторые рисуют в воображении некий суррогат «живого контакта» – что-то типа репетиторства по скайпу: мать усаживает чадо перед монитором (или просто суёт ему в руки телефон), на экране появляется лицо некого специалиста, и экранное время пошло: «Ну, здравствуй, мой маленький друг! Сейчас мы будем изучать орфограмму номер один нашего родного русского языка, как запомнить написание слова «корова!»
О репетиторстве я уже не раз писала как о крайне непродуктивной и паразитарной форме пассивной траты времени, которая бесполезна и даже вредна для учащегося-дисграфика. А «онлайн-репетиторство», когда ученик пассивно сидит перед экраном, и того хуже. Многие, не особо разбираясь в том, как работает восприятие, главным бонусом считают «живой контакт» через монитор. Однако они имеют дело с его симуляцией: пересказыванием материала из учебника, надиктовыванием текстов с «орфограммами» и скучными банальными примерами. Такая форма онлайн-«обучения» сводится к манипуляциям по заполнению оплаченного экранного времени. При таком «контакте» главная задача «контактёра» – это удержать пассивно сидящего у монитора учащегося, чтобы он не залез под стол от скуки. Обучающая ценность просиживания экранного времени нулевая. Редко когда восприятие даже взрослого человека продуктивно обрабатывает более 15 минут вещания с экрана. Сверх этого времени информация не усваивается. Речь идёт о взрослом человеке без нарушений. А учащиеся 8-12 лет, которые пишут с большим количеством ошибок, – дисграфики. Они имеют проблемы, во-первых, с вниманием, во-вторых, с восприятием фонем. Такие ученики не могут контролировать письмо, пишут без понимания смысла слов, неточно различают звуки, которые составляют слова. Нестабильное письмо, множество упорных ошибок, низкие оценки – это и есть дисграфия, а не «лень», «плохой учитель» и «невнимательность». Так что здесь никак не поможет добрая тётя с плюшевым медведем на руке, развлекающая умирающего от скуки ученика прибаутками и зарифмованными правилами. Не помогут ему и никакие диктанты с упражнениями.
Родителям надо знать, что работа с малограмотным письмом – это не прибаутки, правила и кукольный театр, а специальная программа по активизации незрелых зон коры головного мозга. Это прокачка слухоречевой оперативной памяти, укрепление и развитие слабого нейропсихологического статуса, фонетическая ритмика, перекладывание звуков речи на понятные ученику коды, перекодировка привычной системы восприятия слов. Это возможно только очно. Про онлайн-курс для младшего школьного возраста не может быть и речи! Заниматься надо в группе и только в группе, причём в присутствии и при содействии одного из родителей.
А вот средние, старшие ученики и взрослые – добро пожаловать на дистанционный курс. И тут вас никто не будет грузить информацией через монитор. Заниматься можете в любое удобное для вас время – курс не привязан к конкретной дате. На каждом из занятий в течение не более 15 минут вы получите алгоритм лично от меня. Он поразит вас своей простотой. С его помощью вы, как в компьютерной игре, будете проходить квесты, переходя на новые уровни грамотности. Все ваши задания будут проверяться куратором, и он лично будет находится на связи до тех пор, пока тема не будет вами усвоена полностью, до безупречного результата. Это гарантия идеальной грамотности, включая всю паузную пунктуацию, точную, как формула.