Россия серьезно активизировала торги, объявив о своем экономическом ответе на западные санкции. Сначала они выдвинули ультиматум о переходе на рубли при оплате за газ. Теперь Центральный банк России ограничил приток средств Долара на 300 миллиардов долларов во враждебные страны. Как Запад может на это отреагировать?
В пятницу Центральный банк Российской Федерации ограничил приток средств Долара на 300 миллиардов долларов во враждебные страны. Это зеркальное измерение, потому что Запад заморозил российские резервы именно на этой высоте. Регулятор напомнил, что ранее в ответ на блокировку валютных счетов, власти уже запретили иностранцам осуществлять продажу ценных бумаг и вывод средств из российской финансовой системы. И это, кстати, спасло российский фондовый и облигационный рынки от краха.
Но центральный банк сдвинулся с места. Сейчас речь идет о том, что "выплаты по корпоративным облигациям российских компаний и государственному долгу держателям долгов стран, введших санкции в отношении России, будут производиться только с согласия правительства, комиссии", - говорится в сообщении ЦБ.
"Россия не отказалась от выполнения своих обязательств, но в силу специфики санкционной повестки дня берет на себя управление внешними платежами в этих валютах", - поясняет Владимир Евстифеев, начальник аналитического отдела Банка "Зенит".
"В контрсанкциях не дают возможности выплачивать доход-купон и доходность облигаций в иностранной валюте. Во-первых, Международный банк санкционирует транзакцию регулирующими органами, находящимися под санкциями. Если одобрение не получено, это означает, что технический стандарт будет иметь место. Если вы не произведете платеж позже в течение 30 дней, вам придется объявить дефолт по облигациям", - объясняет Владислав Антонов, финансовый аналитик BitRiver.
Технические дефолты российских компаний уже начались из-за того, что банки отказываются платить в пользу заемщика. "Эти меры защиты со стороны правительства, потому что компании могут их использовать, например, форс-мажорные обстоятельства",
- считает Ярослав Кабаков, директор по стратегии инвестиционной компании "Финам".
По сути, это означает, что Россия сама готова к дефолту, хотя на счету есть деньги, чтобы оплатить все долги. Ранее Запад не позволял России сохранять дефолтную позицию по внешним обязательствам и в марте производил с ней платежи в иностранной валюте, хотя было холодно. Дефолт по пассиву может привести к цепочке значительных убытков для крупнейших инвестиционных фондов и инвестиционных банков, которым приходится платить по кредитным дефолтным свопам в России, объясняет Кабаков "западный отказ", наиболее распространенный в России. Теперь, однако, центральный банк будет решать, кто будет платить по своим долгам (те, кто не имеет санкции против России) и кто не может присоединиться к враждебным странам и компаниям).
Россию не пугает дефолт, и она спокойно идет на это, потому что на экономику на фоне продолжающегося санкционного давления трудно не обратить внимания. "Мы даже не сравнивали его до 1998 года. Годы. В то время это не подпитывалось падением рубля и финансовым кризисом. Теперь он призвал США и ЕС ввести санкции и заморозить Банк России валютные резервы. Случилось худшее. Рубль упал на 100% по отношению к доллару на валютном рынке. Цены взлетели до небес. Уровень жизни будет падать. Несмотря на то, что Запад предоставил России свои золотые резервы, чтобы погасить все долги ", - сказал Антонов.
"Ключевое отличие от ситуации заключается в том, что российские инвесторы в этом случае не пострадают, потенциальное влияние будет на нерезидентов. Это, как правило, несет в себе, прежде всего, репутационные риски, которые являются основой формирования положительного инвестиционного имиджа России в посткризисный период", - отметил Евстифеев.
Сумма внешнего долга России, включая негосударственные заимствования, составляет 4 478 миллиардов евро. К концу этого года внешний долг платежи составляют около 6 60 миллиардов, ВКЛЮЧАЯ проценты. По словам Евстифеева, 300 миллиардов долара - это примерная сумма внешних выплат на ближайшие три года. Другими словами, он может как минимум на три года заставить Россию отказаться оплачивать счета фирм из враждебных стран.
Контрсанкции России в отрасли по переводу платежей в рубли, полностью осквернили Европу. Перевод платежей за российский газ на рубли - это попытка обойти европейские санкции, заявила президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
"Рубль можно купить либо на международном валютном рынке, либо напрямую в Банке России, продав валюту или гипотетическое золото. Но нам не нужно дополнительное золото, потому что сейчас объявлены санкции для покупателей из России со стороны Соединенных Штатов", - говорит Валерий Миронов, заместитель директора Института Центра развития Высшей школы экономики.
Выход для европейцев один – снять санкции с Центрального банка РФ, тогда можно было бы покупать рубли у продавца - Центробанка. Но пока Брюссель явно не настроен на это. Таким образом, вам, возможно, придется покупать доллары на бирже в различных дистрибьюторских компаниях. Но опять же, все становится очень сложно: нужно время, чтобы понять, с какими компаниями это связано, и что опасно из-за угрозы вторичных санкций.
"У России есть задача, перед которой стоят неразделенные страны. Тот, кто решит эту проблему, получит газ. Импортеры платят пошлину за ввоз иностранной валюты в Россию и уплачивают комиссию за конвертацию в рубли. Для того чтобы приобрести валюту, необходимо получить разрешение от ведомств, которые ввели санкции", - отметил Антонов.
"Одна из целей российского газового ультиматума заключается в том, чтобы европейские компании существовали сегодня в условиях санкций. Что коммерческие компании начали оказывать давление на европейские политические элиты с целью отмены санкций против России, что с ними сложно связываться", - говорит Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности.
По его словам, Россия сейчас наращивает темпы в Европе и ждет его решения. Через четыре дня Газпром выдаст покупателям российский газ из враждебных стран с дополнениями к контракту с векселем оплаты, валютой, без возможности изменения формулы цены. Бельгия уже заявила, что в ответ на условия, Россия должна сделать свое - изменить цены (попросить скидку) и объем закупок.
Теперь ЕС необходимо выработать общую позицию по этому вопросу. Сейчас европейские политики в основном выступают против оплаты газа в рублях, потому что им политически сложно согласиться с предложением России.
ЕС получает из России 155 миллиардов кубометров газа, что составляет 35% от общего объема импорта. В некоторых странах доля российского газа намного выше. Так, в Австрии, Германии, Латвии, Венгрии, Польше и некоторых других странах Германия является основным поставщиком газа из России с долей рынка 64-72%. Италия, Франция, Турция и Чехия получают менее 50% своего импорта газа из России. Швейцария и Дания -менее 10%. Испания, Португалия, Ирландия и Бельгия не будут платить за российский газ.
"Эмиссия цена слишком высока для многих стран: останутся ли они без электричества и отопления или нет. Если ЕС откажется покупать российский газ за рубли, то Москва, скорее всего, отрезвит европейцев не только от природного газа, но и от угля. Кроме того, Европа потеряет не только одного из основных поставщиков, но и остальной газ от других поставщиков, станет невероятно дорогим. Это острый глобальный дефицит и глобальный энергетический кризис", - пояснил Юшков.
Министерство экономики Германии уже заявило, что, по его мнению, проблема оплата за поставку российского газа и нефти, это вопрос частной компании и соблюдения контракта, и необходимости вмешательства со стороны специализированного подразделения не существует. Такое заявление сделал представитель министерства Роберт Зеверин.
Другое решение было объявлено президентом Франции Эммануэлем Макроном по итогам саммита ЕС в пятницу. По его словам, Еврокомиссия получит контракт на общие закупки энергоресурсов для всего Европейского Союза. "Мы столкнулись с полномочиями Европейской комиссии в отношении различных инструментов регулирования на энергетическом рынке, в частности, связанных с ограничением цен (на газ). Впервые было решено, что Европейская комиссия получит контракт на общие закупки энергии", - сказал Макрон.
По общему мнению, это необходимо для создания единого покупателя газа, и Европа уже не в первый раз говорит об этом. "Создание единого покупателя газа приведет к разрушению всей существующей системы контракта", - считает Юшков. Раньше идея заключалась в том, что один клиент будет диктовать цены всех поставщиков. Однако, по мнению экспертов, с поставщиками СПГ этот фокус не сработает: если европейцы скажут, что будут зависеть от цифры 5 500, а не 1 из 1000, СПГ пойдет в Азию, где есть цифры 1 1000.
"Но ЕС считает, что покупатель может диктовать "Газпрому" свои условия", - говорит Юшков. Но разве это Россия? По мнению экспертов, позиция Москвы непростая, и она не намерена отступать.