Циклическими акциями называются акции, наиболее четко коррелируемые в соответствии с периодами экономических циклов, то есть находящиеся в непосредственной зависимости от активного роста или оживления экономики, от ее рецессии или спада. Стоимость стоимость таких акций может очень сильно реагировать на то, в какой стадии на данный момент находится экономика страны. Это объясняется тем, что при наступлении экономического кризиса большинство потребителей начинают сокращать количество своих покупок и тратят значительно меньше денежных средств, экономя на товарах не самой первой необходимости. Соответственно данным особенностям покупательского поведения, именно в это время начинают падать акции компаний, выпускающих такие категории товаров.
В такую категорию попадают обычно большинство товаров, производимых компаниями, выпускающими следующие виды товаров или услуг:
- авиаперевозки;
- туристический бизнес;
- гостиничный бизнес;
- строительство и ремонт;
- ресторанный бизнес;
- металлургия;
- автопром;
- производство цемента;
- производство стройматериалов;
- производство бытовой техники;
- производство модной одежды и аксессуаров;
- и другие.
Подобная ситуация объясняется тем, что в период кризиса потребители, например, резко сокращают покупку дорогостоящих туров, меньше летают на самолетах, откладывают покупку новых автомобилей и т.п. Это объясняется снижением уровня дохода, ростом безработицы, повышением цен, снижением уровня жизни и покупательской способности. Покупатели попросту откладывают покупку многих новых вещей до лучших времен (например, автомобилей, дорогой бытовой техники, модной одежды и аксессуаров и т.п.). То же самое происходит и в производственных отраслях - видя, что снижается покупательский спрос на их продукцию и услуги, производственные предприятия сокращают закупку таких товаров как станки и оборудование, металл, цемент, стройматериалы и т.п.
Когда заканчивается кризисная фаза цикла и начинается оживление и активный рост экономики, то происходит обратная картина, производственные предприятия и потребители снова начинают все активнее покупать, задумываются о путешествиях, отдыхе, покупке нового автомобиля, холодильника, телевизора, покупке модной одежды и т.п. Напротив, товары и услуги из категории первой необходимости постепенно начинают падать по продажам, а предприятия их производящие получают меньшую прибыль. Акции, которые выпускают такие компании считаются циклическими и в разные периоды кризисов начинают последовательно падать, а затем расти в цене.
Итак, циклические акции принадлежат компаниям отраслей экономики, подверженных влиянию циклических изменений покупательского спроса на их продукцию или услуги. Большинство из циклических акций принадлежат компаниям, производящим;
- потребительские товары длительного пользования,
- дорогостоящие потребительские товары модной категории,
- дорогостоящие потребительские услуги,
- промышленные товары и сырье,
- и некоторые другие.
При покупке таких видов ценных бумаг инвесторы могут в определенный момент ожидать рекордного роста стоимости циклических акций. Главная сложность оперирования с циклическими акциями состоит в умении предсказать возможности их резкого колебания с достаточной долей вероятности. Для этого инвесторы проводят анализ текущих новостей и экономической информации, чаще всего такое под силу профессиональным инвесторам, а новички сильно рискуют, вкладываясь в циклические акции. Приобретая циклические акции на стадии рецессии или самого начала их роста (в период восстановления экономики), можно получить хороший профит. То же самое касается продажи циклических акций , осуществлять ее надо на пике их цены, перед началом экономического спада.