Найти тему

Отказ от ископаемого топлива снова под угрозой

Согласно новому отчету, опубликованному Bloomberg 19 стран - членов G-20 выделили 693 миллиарда долларов на поддержку ископаемого топлива в 2021 году. Тем самым они замедляют прогресс в достижении целей Парижского соглашения. Эта довольно значительная сумма стимулировала производство ископаемого топлива и привела к инвестициям в капитальное оборудование и инфраструктуру с высоким уровнем выбросов.

стоковое фото
стоковое фото

Майкл Р., специальный посланник Генерального секретаря ООН по вопросам климатических целей и решений:

Правительства продолжают субсидировать ископаемое топливо, подрывая взятые ими обязательства, нанося вред общественному здоровью и уменьшая наши шансы избежать наихудших последствий изменения климата. Нам необходимо резко ускорить переход к чистой энергии и отказу от угля и других ископаемых видов топлива, и в этом докладе освещаются некоторые из наиболее важных шагов, которые могут предпринять правительства.

Доля поддержки ископаемого топлива G-20, выделяемой углю, медленно сокращается - с 4,1% в 2016 году до 2,9% в 2021 году. Но уголь по-прежнему привлекал в общей сложности 20 миллиардов долларов государственной поддержки в 2021 году. Это удивительно, учитывая, что большая часть усилий по поэтапному отказу от ископаемого топлива была сосредоточена именно на угле, включая обязательства, объявленные на недавних саммитах G-20 и COP26.

Хотя оценки на 2021 год являются предварительными, они предполагают, что расходы на поддержку ископаемого топлива выросли на 16%. Этот всплеск был вызван не просто восстановлением экономики и более высоким потреблением энергии, поскольку общий показатель 2021 года был всего на 5% выше, чем в 2016 году, когда потребление энергии было примерно на одном уровне. Фактически, увеличение в 2021 году было обусловлено увеличением на 16% поддержки производителей ископаемого топлива и коммунальных служб.

На национальном уровне на долю Китая, возможно, пришлась наибольшая доля (26%) поддержки ископаемого топлива G-20 в 2020 году (данных по Китаю за 2021 год нет). Однако это значительно ниже, чем у других членов G-20 в расчете на душу населения - всего 111 долларов в 2020 году. Например, у Саудовской Аравии это 1433 доллара, у Аргентины 734 доллара, а у Канады 512 долларов. Китай также сократил эту поддержку на 12% в течение 2016-20 годов, в то время как Канада более чем удвоила инвестиции в ископаемое топливо за этот период. США имеют самый низкий показатель инвестиций в углеводороды на душу населения среди стран G-20 (34 доллара в 2020 году), однако, по сравнению с 2016 годом, в 2020 году было вложено на 57% больше.

По мнению зеленых, чтобы эффективно руководить поэтапным отказом от угля и других ископаемых видов топлива, страны G-20 должны ввести более суровые платежи за выбросы CO. В общей сложности 12 стран-членов G-20 имеют ввели плату за выбросы углерода. Европа и Канада остаются лидерами G-20 в области надежной углеродной политики. В частности, платежи в этих странах близки или намного превышают уровень, необходимый для ограничения глобального потепления до 2°C к концу столетия. По оценкам Всемирного банка, диапазон платежей составил 40-80 долларов за метрическую тонну к 2020 году и должен равняться 50-100 долларов к 2030 году. В других странах G-20 средняя величина платежей за выбросы углерода составляет 8 долларов за тонну, а в США, где действует несколько программ на государственном уровне, средняя цена составляет 9 долларов за тонну. Большинство же из штатовских программ менее эффективны, поскольку они или покрывают лишь малую долю национальных выбросов, или предлагают слишком большие льготы и исключения для участников.

Еще одной приоритетной областью является обеспечение раскрытия компаниями и финансовыми учреждениями информации о климатических рисках. Политики громче, чем когда-либо, выражают обеспокоенность тем, что изменение климата создает серьезные риски для финансовой стабильности. Однако из стран "Большой двадцатки" только ЕС и Великобритания приняли законы или нормативные акты, предписывающие инвесторам раскрывать информацию о климатических рисках, в то время как США пока только обсуждают формат подобной отчетности.

Одновременно, большинство правительств G-20 запустили пилотные проекты и выпустили т.н. добровольные руководящие документы. Это свидетельствует об изменении риторики, так как "добровольный" характер этих руководящих документов ни к чему не обязывает, ни добывающие компании, ни финансовые учреждения, вкладывающие в инфраструктуру ископаемого топлива. ​

Использованы материалы:

https://assets.bbhub.io/professional/sites/24/BNEF-Climate-Policy-Factbook-COP27-Edition.pdf