Начать стоит с того, что традиционный ответ на данный вопрос — положительный. Да, является. Однако же, достигается ясность в этом вопросе подгонкой определения под желаемый ответ. Для разделения манипуляций с камнями, производимых австралопитеками (обезьяны, не разумны) и человеком умелым (человек, разумен) вводилось такое понятие, как «протоорудийная деятельность».
Критерием различия считалось изготовление одного орудия с помощью другого. Австралопитек просто разбивал камень о камень для получения осколка с рубящей кромкой, человек же умелый, разбивал для этой цели один камень другим… То есть, тонкое это было различие. Трудноуловимое. А позже и вообще ставшее неуловимым, поскольку приписываемая изначально хабилисам галечная — олдувайская — технология была отмечена у нескольких видов, а присутствие именно хабилиса в ряду предков современного человека стало вызвать сомнения.
...То есть, можно начинать сначала. Является ли изготовление простейших орудий несомненным признаком разума? И в данном случае ответ будет зависеть от дефиниции понятия «разум». Учитывая же, что в публикациях канала понятия «разум» и «сознание» разделяются, дело грозит запутаться окончательно.
Если же дефиниции уточнить, то ответ на вопрос будет опять-таки положительным. Любая орудийная деятельность (то есть, включая и протоорудийную) может быть только сознательной. Представляет ли себе существо физические свойства конкретного уже существующего предмета — камня или палки, — представляет ли оно себе, что эти свойства можно изменить, подгоняя предмет под желаемую форму, оно должно, именно, иметь представления о предмете и последствиях собственных спланированных действий. Что предполагает осознанность.
...Причём, осознанность очень невысокую. Пользоваться готовыми орудиями, причём, подбирая форму палочки в соответствии с задачей, может новокаледонский ворон. Большей смекалки, чем при строительстве гнезда, от него при этом не требуется. Там тоже приходится колдовать с палочками и веточками.
Инстинктивной такая деятельность является только в фундаментальной части. Ворон от рождения знает, что личинку можно выколупнуть из-под коры палочкой. Если подобрать подходящую по ситуации. Как и с гнездом, не всякая подойдёт, а годную ещё нужно удачно пристроить… Тут уже нужно думать. Инстинкт про конкретную палочку ничего не говорит...
Птица отлично понимает что делает и зачем, — мыслит, обладает сознанием, — но ни разу не разумна. Следовательно, именно признаком разума орудийная деятельность не является.