- Европа потратила колоссальные $105 миллиардов долларов на заполнение хранилищ газа. Что дальше?
Цены на природный газ падают по мере заполнения резервуаров для хранения. Спрос снижается, чему способствует теплая погода.
Похоже Европа переживёт эту зиму без поставок из России.
Даже после последних болезненных данных по инфляции в зоне евро экономисты предсказывают более мягкий спад впереди. На прошлой неделе агентство Bloomberg высказало предположение, что даже неглубокой рецессии можно будет избежать , если цены на энергоносители продолжат падать.
Огромные затраты и усилия по подготовке к зиме показывают, в какой степени Европа все еще расплачивается за свою зависимость от российского газа, на долю которого когда-то приходилось 40% поставок Евросоюза; сейчас этот показатель ниже 20%.
Стремление заполнить хранилища газом перед зимой потребовало максимального использования альтернативных источников, от Норвегии до Объединенных Арабских Эмиратов, по ценам военного времени.
Предварительный расчет аналитического центра Bruegel, использующий средние цены на газ в размере 140 евро за мегаватт-час, предполагает общую стоимость поступившего газа в хранилищах ЕС в период с 1 апреля по 31 октября— 107 миллиардов евро ($104,8 миллиарда).
Это большая цифра, примерно вдвое превышающая общий объем помощи США, направленной Украине. Опасность состоит в том, что плата за следующий год окажется еще выше. Холодная зима может полностью истощить существующие хранилища и начать новую гонку за наполнением резервуаров, только на этот раз без 15-20% поставок из России.
«Цены на следующее лето очень высоки, что отражает риск того, что хранилища будут опустошены этой зимой», — говорит Анис Ганболд, руководитель отдела исследований глобальных энергетических рынков в Aurora Energy Research в Великобритании. (Только около 10% хранимого газа находится под непосредственным контролем государственных чиновников.)
Многое также зависит от способности снизить спрос, что обходится дорого. Страны пытаются смягчить удар по домохозяйствам и предприятиям, но рост процентных ставок и волатильность финансового рынка вынуждают такие страны, как Франция и Польша, сворачивать финансовую поддержку.
Хуже всего для Европы то, что дорогой газ фактически приводит к отвлечению ресурсов от более долгосрочных потребностей для повышения энергетической безопасности. Инвестиции в дополнительные емкости для хранения, в расширение альтернатив ископаемому топливу, в более энергоэффективные технологии — все это крупные статьи бюджета на будущее.
Успех зависит от того, смогут ли страны ЕС найти единый путь преодоления этого энергетического кризиса. Каким бы успешным ни было заполнение резервуаров для хранения, это в значительной степени история национальных усилий. Роль Германии была ключевой, так как экономика страны, наиболее явно зависимой от российского газа, в то же время обладала самыми глубокими финансовыми ресурсами, которые можно было потратить. К счастью для своих соседей, Германия была готова сделать все возможное, заполнив емкость почти на 100% с 25% при ориентировочной стоимости чуть менее 25 миллиардов евро, в процессе национализируя энергетический гигант Uniper SE.
Европа в 2022 году заплатила большую цену за энергоресурсы. И заплатит ещё и ещё, если кризис у неё под боком не прекратится.
А пока, с учётом того, как развивается ситуация: высокая инфляция, ожидаемый рост цен на энергетические ресурсы, сокращение добычи нефти ОПЕК+, прекращение поставок из России нефти и газа, отказ от импорта электроэнергии, всё это шаги в сторону всё больших проблем для Европейской экономики.