Отвлечемся немного от политики, и поговорим об особенностях национальной езды на велосипеде. Ещё со времён СССР велосипед является самым доступным видом индивидуального транспорта. Выкупив несколько зарубежных моделей, отечественные производители быстро скопировали их и наладили массовый выпуск простых и надёжных велосипедов для нужд советских граждан.
Классические советские велосипеды были тяжёлыми, медленными (хотя как разгонешься, можно было натренировать ноги) но при этом неубиваемыми. Да, сталь была мягче, чем сегодняшняя, но зато те же элементы трансмиссии были проще, и поэтому изнашивались очень долго. Я знаю деда, который 20 лет не менял на велосипеде цепь.
А зачем вообще менять цепь на односкоростном велосипеде? Да и с запчастями в СССР было нет так всё просто. Конечно, базовые вещи можно было купить в больших городах, но ведь было множество людей, эксплуатирующих велосипеды, жили в деревнях и посёлках, а заказать тогда что-то, как сегодня, было проблематично. Поэтому было не до излишеств. Велосипед должен был быть простым и не ломаться. Это сегодня я могу себе позволить менять цепь раз в год, кассету раз в 2, колодки заменить, седло, даже вилку карбоновую поставить или сумок докупить. Раньше велосипед стоял в сарае и обслуживание ограничивалось смазкой цепи пожирнее да латанием камеры.
Нет, были конечно, счастливые обладатели ХВЗ Турист или даже Старт-Шоссе (по факту копии итальянских и французских велосипедов по многим узлам). Но это были скорее исключения. В основном все ездили на односкоростных тяжёлых и неубиваемых Уралах, Аистах, Украинах и т.п.
Поистине, велосипеды в СССР любили, но при этом о создании отдельной инфраструктуры под них никто не задумывался. Хранить их было можно разве что у себя дома, поэтому в городах они не получали широкого распространения как транспортное средство. Ни о каких велопарковках и речи не шло, велодорожки - вообще нонсенс. Велосипедистам предлагали двигаться по проезжей части, и местами это было удобно, так как автомобилей было гораздо меньше. Но как раз из-за отсутствия мест для хранения и велопарковок (а также хороших замков), ездили на них только любители. Ещё одна причина - велосипеды очень часто воровали, стоило оставить их в городе на 5 минут без присмотра.
Но, пожалуй, главная причина, почему СССР в отличие от тех же Нидерландов не стал веллсипедной страной - отсутствие у руководства понимания, что это можно сделать. Советская урбанистика рассчитывала, что к 2000 году города будут обвивать сети скоростных дорог, а люди будут перемещаться на общественном транспорте или личном авто. Так и вышло, правда никто не учёл, что личные авто прр массовом использовании неизбежно образуют пробки, и расширение дорог никак в этом не помогает в долгосрочной перспективе.
Поэтому сегодня и пытаются устраивать велодорожки, развивать общественный транспорт и каршеринги. Велосипед в перспективе может стать одним из главных средств избавления от пробок. При условии создания полноценной инфраструктуры, конечно.