.
.
Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного (Откр.16:12)
.
Образ «высыхания Евфрата», связанный с шестой чашей последнего гнева, относится к самым сложным для разумения прикровенным свидетельствам, прорисованным в книге Откровение, — однако в подавляющем большинстве современных толкований это событие рассматривается исключительно в буквальном смысле, в результате чего прямо в наши дни в мировом информационном пространстве активно обсуждается не только реальное понижение уровня воды в реке Евфрат, но даже «вопли демонов», которые якобы слышны из под-земли в тех местах, откуда ушла вода.
(А может никто этого и не слышит, или слышит только в собственной голове, — опровергнуть подобные «сенсационные» утверждения так, чтобы ни у кого не осталось сомнений в их фантазийном характере, не представляется возможным… тем более с учетом того, что суровое «У-у-у!!!», которое доносится из-под земли, очень впечатляет учеников младших классов и даже некоторых молодых учительниц биологии, которые прогуливали лекции и не знают, что демонов под руслом Евфрата ничуть не больше, чем в шахтах Кузбасса и Пенсильвании)
Кроме того, тем, кто склонен воспринимать свидетельства Откровения абсолютно буквально, можно порекомендовать поискать ответ на вопрос, как обычная водная преграда может препятствовать наступлению современной армии, и что за вселенская армия может собраться в Иракском Междуречье, и с какой целью, и кто рекрутировал в эту армию «царей», и каких, и т.д., и т.п.?
(Поскольку о высыхании реки Тигр в книге Откровение ни слова не сказано, рассматривать вариант с форсированием водной преграды в виде реки Тигр и дальнейшим пешим переходом высохшего Евфрата объединенной армией Ирана, Пакистана, Индии и Китая нет никаких оснований)
Так или иначе, «прочитать» свидетельства из Откр.16:12 в новозаветном смысле (т.е. не буквально, а созидательно) возможно только опираясь на разумение, что в образе «великой реки Евфрат» представлен «водораздел» между миром видимым и миром «горним», соответствующий одной из духовных границ библейского рая (сравн.– «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки… Четвертая река Евфрат», Быт.2:10-14).
Другими словами, если ранее «река Евфрат» выступала определенным «духовным ориентиром», относительно которого во времена новозаветной проповеди определялись различные положения и состояния (Откр.7:1, Откр.9:14), — то при излиянии семи чаш последнего гнева изменяет свое изначальное состояния сама «граница миров» (сравн. – «…еще раз поколеблю не только землю, но и небо», Евр.12:26). Причем произойдет это знаменательное событие в полном соответствии с библейским свидетельством о переходе реки Иордан, когда воинство Господне, двигаясь «от восхода солнечного» (т.е. из Заиорданья), перешло высохшее русло Иордана и овладело землей, принадлежащей им по обетованию (Ис.Нав.3).
(Существенное значение имеет здесь и то обстоятельство, что Израиль переходил Иордан во времена жатвы, когда река выходила из берегов, то есть была особенно глубока, Ис.Нав.3:15, сравн. – «…жатва есть кончина века…», Мф.13:39.
А с учетом того, что в Откр.14:15-20 было прорисовано разделение «плодов земли» на «небесную пшеницу» и «винные ягоды», которые будут истоптаны в «точиле гнева» и кровь которых «истечет в море мертвое», — такая панорама в точности соответствует «окончательному разделению вод при переходе Иордана», сравн. – «вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною… а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла», Ис.Нав.3:16)
При этом весьма знаменательно, что в ветхозаветные времена при пешем переходе буквального Иордана впереди ополчений Израиля шел ковчег завета, который уже упоминался в книге Откровения в видении открывшегося Небесного храма и обозначал Самого Спасителя, вставшего во главе Святого Небесного Воинства (Откр.11:19), сравн.:
вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан… и как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною. Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета пред народом, то, лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана - Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, - вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною... а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все [сыны] Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан (Ис.Нав.3:11-17)
(Здесь можно отметить, что в событиях исхода из Египта был момент, когда морские воды расступились и дали дорогу искупленным, Исх.14:21-22, Ис.43:16-17, Ис.51:10 и т.д., — однако «расступившееся море» не объединяется в общий смысл с «разделившимися речными водами» как минимум по той причине, что в конце времен царственный народ Божий не «бежит», но идет в наступление, сравн. – «И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый», Откр.19:14)
Таким образом, «высыхание вод Евфрата» соответствует одному из последних потрясений мироздания, когда исчезнет преграда, отделяющая духовный мир от «физического», и обезумевшему царству нечестия будут явлены небесные воинства, грядущие на брань с «царями земли всей вселенной» (Откр.16:14, сравн. – «Не убежит быстроногий, и не спасется сильный; на севере, у реки Евфрата, они споткнутся и падут», Иер.46:6).
Причем во главе царственного небесного воинства «от восхода солнечного» будет шествовать Сам Господь в облачении своей Истинной Славы (сравн. – «…ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные», Откр.17:14; «по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше», Лк.1:78).
Кроме того, чудесное иссушение вод непосредственно перед битвой Последнего дня продолжает и завершает библейский образ «истребления пророков Вааловых», которое совершил пророк Илия через чудо схождения огня на жертвенник из двенадцати камней, представляющих двенадцать колен Израилевых (к слову, это знаменательное заклание произошло не в случайном месте, но у потока Киссон, который протекает при холме Мегиддо, упоминаемом в дальнейших свидетельствах книги Откровение, Откр.16:16), сравн.:
Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова... И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен… и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою… И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев [это], весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там (3 Цар.18:30-40)
.
Более того, именно в шестой чаше последнего гнева исполняются возвещенные ранее и связанные с «рекой Евфрат» события шестой вселенской трубы:
Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей (Откр.9:13-16)
(Другими словами, после освобождения связанных «при Евфрате» четырех ангелов нечестивое воинство числом «две тьмы тем» заполонит всю землю, но будет уничтожено явлением Господа, вставшего во главе «царского воинства», грядущего на последнюю брань «от восхода солнечного». Причем подобная панорама в точности соответствует «географическим» образам земли Израиля, где река Иордан, которую «аки посуху» переходило воинство Израиля при Иисусе Навине, является восточной границей долины Изреель и холма Мегиддо, сравн. – «…он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон», Откр.16:16)
И, тем не менее, события Последнего дня прорисованы в главе 16 только отчасти, без упоминания многих значимых подробностей, — поэтому разговор о последней битве с мировым нечестием продолжится в комментариях к главам 17-20, где эти же события представлены другими свидетельствами и облекаются в иные библейские образы.
.
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Три духа нечистых, подобные жабам, собирают царей земли на последнюю брань (Откр.16:13-14)
Предыдущая статья: Пятый Ангел вылил чашу на престол зверя: и сделалось царство его мрачно... (Откр.16:10-11)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #семь Ангелов и семь чаш последнего гнева Божия, Откр.16:1 #Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат, Откр.16:12 #и высохла вода чтобы готов был путь царям от восхода солнечного, Откр.16:12 #семь последних язв Откровение Иоанна