Автор: Прохожий. Телеграм: https://t.me/fogofwarcannel
В середине XVIII века под влиянием реалий новой технической цивилизации и обострения противоречий развития капитализма в европейском обществе возник запрос на пересмотр традиций и взглядов, господствовавших в культурной жизни и искусстве. Многие мыслители начали сомневаться во всесилии просветительского культа разума. По сути возникло некое «контрреволюционное» течение отрицания рационализма – «предромантизм», в котором взамен познания окружающего мира разумом, предлагалось обратиться к чувствам, мистике, таинственности и загадочности страстей, к Богу и природе.
Одним из проводников предромантизма в области изобразительного искусства считается британский художник Джозеф Райт из Дерби. Многие отмечают, что мастеру удалось достичь настоящей виртуозности в изображении световых эффектов, в особенности в работах, сцены которых освещены свечами.
Поначалу художник «обсуждал» с миром проблемы, которые его действительно волновали – «мистика ночи», «страдания стариков» и «одиночество». Работы были написаны с мастерским моделированием пространства и острой чувствительностью, что особенно выражалось в тонких завитках волос, грубой текстуре рук и измученных чертах лиц. Однако, такие полотна, полные мрачности и беспробудной меланхолии, не пользовались особым успехом у публики. Мало кто мог решиться и повесить у себя в гостиной «страдающего в темноте старика». Дело пошло веселее, когда Джозеф Райт обратил внимание на портреты молодых красивых женщин. Работы начали продаваться лучше, а мастер приобрёл популярность.
Однако, ещё большую известность принесла Джозефу Райту серия картин, по-настоящему «выразившая дух промышленной революции». В них, изображения таинственных и мистических сцен, освещённых лунным светом или свечами, мастерски сочетались с реализмом современного оборудования и его применением в промышленности и науке. По сути художнику удалось передать пограничное состояние, осуществить синтез чувственности и рационализма, алхимии и науки в одном флаконе.
Примечательно, что работы имеют под собой реальную основу и отсылают зрителя к собраниям «Лунного общества Бирмингема» (англ. «Lunar Society of Birmingham») - клуба и неофициального учёного сообщества видных деятелей британского Просвещения, включавшего в себя промышленников, натурфилософов и представителей интеллигенции. Название возникло потому, что собрания общества проводились время полнолуния, так как, в отсутствие уличного освещения, дополнительный свет делал возвращение домой после ужина проще и безопасней.
Настоящей визитной карточкой Джозефа Райта считается работа 1769 г. «Философ, демонстрирующий эксперимент над птицей с воздушным насосом». В те времена пытливые британские джентльмены анализировали окружающий мир, стараясь понять, как все вокруг работает. Если у них были средства, они проводили дни в своих кабинетах, на чердаках и в надворных постройках, часто изготавливая собственное оборудование. В работе художник рассказывает о научном эксперименте по изучению природы воздуха. Опыт поднимал один из важнейших вопросов Эпохи Просвещения: возможно ли существование вакуума (читай – возможно ли существование «ничто»).
Примечательно, что вместо серьёзного и чопорного научного светила, Джозеф Райт предпочёл изобразить всклоченного «безумного учёного». Примерно такие «странствующие философы» в кибитках, загромождённых научным оборудованием, путешествовали по провинциальной Британии устраивая эффектные зрелища в домах зажиточных граждан. Причём непонятно, кем они больше являлись – учёными или всё же артистами, подобными сегодняшним популяризаторам химии, демонстрирующим эффектные фокусы (пена и мыльные шары). Этим они просто зарабатывали себе на жизнь. Тем не менее «философ» является центральной частью картины – он единственный кто смотрит в глаза наблюдателю словно спрашивая: «Ну что, впустить в колбу воздух или нет?» (борьба рационализма и чувственности). Так мастер словно предвосхищает идею кота Шредингера – «Попугай жив или мёртв?».
Любопытно, что существуют два взгляда на судьбу птички. Рационалисты указывают, что учёный использует в опыте попугая какаду – довольно эффектную, но для Британии экзотическую птицу. «Усыпив» пернатого экспериментатор просто вгонит себя в ненужные траты. Косвенно версию подтверждают и часы, находящиеся в руках одного из зрителей. Именно по его отмашке клапан будет открыт. В ответ приверженцы «романтизма» только тихо посмеиваются: «Что за чушь вы несёте! Это же сумасшедший! На этой территории ваша логика не работает!» Тем интереснее дилемма для зрителя: «Ну что, Люк, какую сторону выберешь ты, тёмную или светлую?»
Автор: Прохожий. Телеграм: https://t.me/fogofwarcannel
ССЫЛКА на канал автора: ЕСТЬ ТАКАЯ ВОЕННАЯ ТЕМА
В продолжение, для любителей историй из жизни искусства:
ЧУЧЕЛО АКУЛЫ ЗА 12 МИЛЛИОНОВ "ВЕЧНОЗЕЛЕНЫХ". НЕ ХОТИТЕ ПРИКУПИТЬ?
ОДИН ДЕНЬ, ОДИН ХОЛСТ, ОДИН ШЕДЕВР