Найти тему
ТыжИсторик

Мастер светотени. Джозеф Райт из Дерби.

"Три человека рассматривают Гладиатора при свечах." Художник Джозеф Райт. 1769 г. Перед любителями искусства копия скульптуры Боргезского бойца. Во времена мастера было популярным рассматривать скульптуры при свечах. Ограниченный источник света хорошо выделял контуры, а пляшущее пламя создавало иллюзию движения. Статуя как будто оживала.  Изображение из открытых источников.
"Три человека рассматривают Гладиатора при свечах." Художник Джозеф Райт. 1769 г. Перед любителями искусства копия скульптуры Боргезского бойца. Во времена мастера было популярным рассматривать скульптуры при свечах. Ограниченный источник света хорошо выделял контуры, а пляшущее пламя создавало иллюзию движения. Статуя как будто оживала. Изображение из открытых источников.

Автор: Прохожий. Телеграм: https://t.me/fogofwarcannel

В середине XVIII века под влиянием реалий новой технической цивилизации и обострения противоречий развития капитализма в европейском обществе возник запрос на пересмотр традиций и взглядов, господствовавших в культурной жизни и искусстве. Многие мыслители начали сомневаться во всесилии просветительского культа разума. По сути возникло некое «контрреволюционное» течение отрицания рационализма – «предромантизм», в котором взамен познания окружающего мира разумом, предлагалось обратиться к чувствам, мистике, таинственности и загадочности страстей, к Богу и природе.

Одним из проводников предромантизма в области изобразительного искусства считается британский художник Джозеф Райт из Дерби. Многие отмечают, что мастеру удалось достичь настоящей виртуозности в изображении световых эффектов, в особенности в работах, сцены которых освещены свечами.

Английский художник Джозеф Райт из Дерби (1734 -1797 г.г.). Изображение из открытых источников.
Английский художник Джозеф Райт из Дерби (1734 -1797 г.г.). Изображение из открытых источников.

Поначалу художник «обсуждал» с миром проблемы, которые его действительно волновали – «мистика ночи», «страдания стариков» и «одиночество». Работы были написаны с мастерским моделированием пространства и острой чувствительностью, что особенно выражалось в тонких завитках волос, грубой текстуре рук и измученных чертах лиц. Однако, такие полотна, полные мрачности и беспробудной меланхолии, не пользовались особым успехом у публики. Мало кто мог решиться и повесить у себя в гостиной «страдающего в темноте старика». Дело пошло веселее, когда Джозеф Райт обратил внимание на портреты молодых красивых женщин. Работы начали продаваться лучше, а мастер приобрёл популярность.

Однако, ещё большую известность принесла Джозефу Райту серия картин, по-настоящему «выразившая дух промышленной революции». В них, изображения таинственных и мистических сцен, освещённых лунным светом или свечами, мастерски сочетались с реализмом современного оборудования и его применением в промышленности и науке. По сути художнику удалось передать пограничное состояние, осуществить синтез чувственности и рационализма, алхимии и науки в одном флаконе.

"Философ, читающий лекцию об устройстве мира". Художник Джозеф Райт. 1768 г. Учёный на модели объясняет зрителям устройство Солнечной системы. Изображение из открытых источников.
"Философ, читающий лекцию об устройстве мира". Художник Джозеф Райт. 1768 г. Учёный на модели объясняет зрителям устройство Солнечной системы. Изображение из открытых источников.

Примечательно, что работы имеют под собой реальную основу и отсылают зрителя к собраниям «Лунного общества Бирмингема» (англ. «Lunar Society of Birmingham») - клуба и неофициального учёного сообщества видных деятелей британского Просвещения, включавшего в себя промышленников, натурфилософов и представителей интеллигенции. Название возникло потому, что собрания общества проводились время полнолуния, так как, в отсутствие уличного освещения, дополнительный свет делал возвращение домой после ужина проще и безопасней.

Настоящей визитной карточкой Джозефа Райта считается работа 1769 г. «Философ, демонстрирующий эксперимент над птицей с воздушным насосом». В те времена пытливые британские джентльмены анализировали окружающий мир, стараясь понять, как все вокруг работает. Если у них были средства, они проводили дни в своих кабинетах, на чердаках и в надворных постройках, часто изготавливая собственное оборудование. В работе художник рассказывает о научном эксперименте по изучению природы воздуха. Опыт поднимал один из важнейших вопросов Эпохи Просвещения: возможно ли существование вакуума (читай – возможно ли существование «ничто»).

«Философ, демонстрирующий эксперимент над птицей с воздушным насосом». Художник Джозеф Райт. 1769 г. Изображение из открытых источников.
«Философ, демонстрирующий эксперимент над птицей с воздушным насосом». Художник Джозеф Райт. 1769 г. Изображение из открытых источников.

Примечательно, что вместо серьёзного и чопорного научного светила, Джозеф Райт предпочёл изобразить всклоченного «безумного учёного». Примерно такие «странствующие философы» в кибитках, загромождённых научным оборудованием, путешествовали по провинциальной Британии устраивая эффектные зрелища в домах зажиточных граждан. Причём непонятно, кем они больше являлись – учёными или всё же артистами, подобными сегодняшним популяризаторам химии, демонстрирующим эффектные фокусы (пена и мыльные шары). Этим они просто зарабатывали себе на жизнь. Тем не менее «философ» является центральной частью картины – он единственный кто смотрит в глаза наблюдателю словно спрашивая: «Ну что, впустить в колбу воздух или нет?» (борьба рационализма и чувственности). Так мастер словно предвосхищает идею кота Шредингера – «Попугай жив или мёртв?».

Любопытно, что существуют два взгляда на судьбу птички. Рационалисты указывают, что учёный использует в опыте попугая какаду – довольно эффектную, но для Британии экзотическую птицу. «Усыпив» пернатого экспериментатор просто вгонит себя в ненужные траты. Косвенно версию подтверждают и часы, находящиеся в руках одного из зрителей. Именно по его отмашке клапан будет открыт. В ответ приверженцы «романтизма» только тихо посмеиваются: «Что за чушь вы несёте! Это же сумасшедший! На этой территории ваша логика не работает!» Тем интереснее дилемма для зрителя: «Ну что, Люк, какую сторону выберешь ты, тёмную или светлую?»

Автор: Прохожий. Телеграм: https://t.me/fogofwarcannel

ССЫЛКА на канал автора: ЕСТЬ ТАКАЯ ВОЕННАЯ ТЕМА

В продолжение, для любителей историй из жизни искусства:

ЧУЧЕЛО АКУЛЫ ЗА 12 МИЛЛИОНОВ "ВЕЧНОЗЕЛЕНЫХ". НЕ ХОТИТЕ ПРИКУПИТЬ?

СТАЛИН С КРАСНЫМ НОСОМ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДИВЕРСИЯ

ОДИН ДЕНЬ, ОДИН ХОЛСТ, ОДИН ШЕДЕВР

КРАЖА ВЫГОДНАЯ ДЛЯ ВСЕХ