Найти в Дзене

Ленивых детей не бывает или как помочь ребёнку?

Ленивых детей не бывает или как помочь ребёнку?

Наш мозг состоит из трёх блоков.

У ребёнка, который быстро утомляется, недостаточно развит 1-й блок, отвечающий за активизацию головного мозга. Это часто расценивается взрослым, как интеллектуальная несостоятельность. При этом, ребёнок может быть очень смышлёным и сообразительным.

Сегодня мы подробно расскажем вам о важности всех трёх блоков мозга.

1 блок – Энергетический. Формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования. Ребёнок рождается с уже практически сформированным 1-м блоком мозга на 75%.

Первый блок мозга отвечает за:

• тонус на выполнение задач и обучение,

• статокинетические реакции,

• движение ребёнка,

• процессы внимания и памяти,

• регуляцию эмоциональных состояний и сознания в целом,

•за парную согласованную работу обоих полушарий головного мозга.

Это то, насколько ребёнок будет внимателен, работоспособен, энергичен, продуктивен в рабочей деятельности, как быстро он будет истощаться, терять концентрацию внимания. Энергетический блок закладывается на самых ранних сроках беременности.

Почему специалисты не рекомендуют ребёнка до 5 лет учить читать, писать, считать?

Когда мы начинаем ребёнка до 5 лет учить читать, писать и считать, то его энергия вместо того, чтобы обеспечивать его полноценное развитие, прорабатывать его эмоционально-волевую сферу, уходит на поддержание коры головного мозга в тонусе. И ребёнок учится читать, за счёт обкрадывания этих структур головного мозга.

Тогда мы можем видеть, что ребёнок читать и считать научился, но со своими эмоциями не умеет справляться, рыдания и истерики у него присутствуют, крупная моторика у него слабая, сенсорная интеграция неполноценная, ребёнок неловок, постоянно сшибает углы. Это говорит о том, что ребёнок находится в сенсорном поиске, потому что структуры его остались в дефиците, и им не хватило энергии. Пусть мозг сам себя восстановит.

Поэтому до 5 лет ребёнку важно дать максимум двигательной активности, направить внимание на развитие крупной и мелкой моторики: играть с ним в мяч (съедобное/не съедобное), устраивать дома спортивные эстафеты, полосы препятствий (с помощью шипов балансиров, классиков, балансировочных подушек, кузнечика Кузи) - они лучше всего тренируют эмоционально-волевую сферу ребёнка.

Главная задача ребёнка в раннем возрасте- набегаться, напрыгаться, в грязи измазаться, всё погрызть, понюхать, потрогать и запустить речь (Звукоподражалки +говорилки+интерактивные).

2 блок – Блок приёма, переработки и хранения информации. Формируется от 3 до 7-8 лет

Он отвечает за обеспечение операционно-технической стороны психической деятельности. Его основная задача – отображение и синтез той информации, с которой человек сталкивается каждый день.

Это наши основные анализаторные системы:

• зрительная

• слуховая

• кожно-кинестетическая.

Это наши автоматизмы и навыки:

• письмо и речь,

• память и алгоритмическое мышление,

• сенсомотоные паттерны (от сосания соски и способности завязать шнурки до игры на скрипке).

На этом этапе на первый план выходит работа межгиппокампальных комиссуральных систем.

Важнейшая функция этих связей– межполушарное обеспечение процессов памяти, на которых в этом возрасте лежит основная ответственность за развитие в целом. Здесь же закрепляются и автоматизируются доминантность по руке (левша/правша), речи и пространственных представлений (изучаем пространство альбом).

Как ещё проявляются дефициты этого этапа?

Это трудности восприятия зрительного, слухового, тактильного, нарушения в ориентировке в пространстве и в схеме тела, речевые трудности, ребёнок не понимает грамматические конструкции, не понимает задачи, потому что задачи все логико-грамматические, а ему сложно понять «под столом на две машинки больше, чем на столе и.т.д»

3 блок – Блок программирования и контроля психической деятельности. Формируется от 7 до 12-15 лет.

В этот период формируются: программирование регуляции и контроль. Полностью созревает этот блок только к 20-25 годам. Данный блок отвечает за саморегуляцию, самостоятельное программирование любого психического процесса и контроль своего поведения.

А также за:

• построение планов, целей и задач,

• выбор способов и условий их решений,

• контроль за их реализацией,

• оперативное реагирование,

• определение ошибок и их исправление.

При недостаточном развитии 3-го блока (программирования и контроля) ребёнок не может соблюдать правила, не может себя контролировать, даже если хочет. Он не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. То есть правила знает, а пишет в школе всё равно с ошибками. Или, например, не соблюдает общие правила - нормы поведения. Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные работают, забывают поднимать руку, часто забывает сменку, учебники и др. И это не моменты воспитания, это действительно дефицитарная работа лобных отделов мозга.

Отсутствие дефицитов в этом блоке позволяет ребёнку:

• выстраивать свои программы поведения,

• ставить перед собой ясные цели,

• контролировать их в зависимости от постоянно изменяющихся условий в соответствии с требованием социума.

Что приводит к дефицитам? К чему приводят дефициты?

Каждый отдел головного мозга развивается в свой нужный возрастной период. Если какой-то из этапов упущен, то следующий будет тоже в дефиците. То есть третий блок мозга как бы подытоживает работу предыдущих двух. Если задача, предлагаемая ребёнку, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Поэтому всему нужно учить ребёнка в своё время.

Примеры:

Центральная роль правого полушария с первых секунд жизни состоит в обеспечении систем полноценного единовременного, глобального и целостного восприятия окружающего мира и собственной телесности. Здесь и есть эта сенсорная интеграция, понять свое тело, воспринимать мир через глаза, уши, через тактильность. В таком случае, правое полушарие запустится в работу. Если с детства «то нельзя, это нельзя», то у ребёнка не запускается мозг полноценно, работа правого полушария остается дефицитарной.

Развитие правого полушария зависит от того, что видит, слышит, чувствует ребёнок, насколько богаты его ощущения. В этот момент развивается и эмоционально-волевая сфера. Например, когда мама кормит грудью малыша, он ощущает безопасность, контакт, чувствует ее эмоциональный фон, как она излучает радость. Также он чувствует, когда мама испытывает стресс, переживания. В этот момент зарождается эмпатия. Когда мама с натянутой улыбкой- ребёнок это считывает. Мама должна быть в ресурсе, а не избегать своих настоящих эмоций: злости, печали, грусти. Иначе ребёнок находится в когнитивном диссонансе, он маму чувствует: «Мама меня резко дергает, но улыбается». И у ребёнка эмоциональная сфера не запускается в работу. Так что ребёнок должен видеть маму настоящую, живую, со всем спектром эмоций. В дальнейшем эмоционально-волевая сфера становится фундаментом для развития третьего блока мозга.

Как помочь ребёнку с дефицитарностью функционирования третьего блока мозга?

Первое, что вы можете сделать уже сейчас сами, без специалистов — чтение. Да, вам нужно именно читать- художественную классическую литературу. Современные дети не привыкли к большим объемам текста. Дай им больше трех страниц серьезного произведения- и они уже не могут сосредоточиться. И вот здесь -то родители и играют роль третьего блока головного мозга своего ребёнка. Мы, родители, просто обязаны читать ребёнку разные жанры текстов: стихотворения, сказки, рассказы, басни.

Второе - дети должны заниматься спортом. Именно спорт тренирует волю.

Третье — играйте с ребёнком в стратегические игры. В 4 года ребёнок должен уметь играть в крестики-нолики, затем в шашки, и с 5 лет — в шахматы. (А учась проигрывать, заодно прокачает свою эмоциональную сферу).

Ну и, конечно, посетите специалистов: невролога и нейропсихолога. Если в ходе нейропсихологического обследования будут выявлены нарушения функционирования третьего блока мозга, то в комплекс нейропсихологической коррекции, наряду с сенсомоторными методиками, нужно будет включать упражнения на удержание программы действий, достижение цели, поэтапное выполнение поставленных задач.