Россия 2 ноября вернулась к участию в "зерновой сделке", позволяющей судам с украинской сельхозпродукцией проходить через гуманитарные коридоры в Черном море. После атаки беспилотников на корабли и инфраструктуру Черноморского флота Москва потребовала от Киева гарантий неиспользования зерновых коридоров в военных целях. Возобновить реализацию "черноморской инициативы" удалось благодаря посредничеству Турции.
Президенты России и Турции почти одновременно заявили о возобновлении работы "черноморской инициативы". Это стало возможным после телефонных контактов президентов и министров обороны. Ведомство Сергея Шойгу сочло достаточными некие "гарантии" со стороны Украины, якобы обязавшейся не использовать экспортный коридор для военных действий. Прежнее требование провести расследование атаки дронов на ЧФ пока снято.
В полной степени выгоды, равно как и потери сторон от продолжения "зерновой сделки" еще предстоит изучить, но однозначно можно сказать, что основной выгодоприобретатель от этого — Анкара. Такое мнение в беседе с ИА Новороссия высказал кандидат исторических наук, доцент Максим Медоваров.
"Зерновую сделку нужно рассматривать в комплексе всех русско-турецких отношений. Безусловно, сама по себе она крайне невыгодна для России, а если что-то положительное в ней и есть (например, факт того, что Украина на зиму останется без достаточного пропитания для собственного населения), то это лишь второстепенные аспекты.
Но зерновая сделка крайне выгодна Турции. А за это она расплачивается с Россией такими вещами, как фактическая заморозка поставок "Байрактаров" Украине, как создание газового хаба России на своей территории, продвижение к карабахскому урегулированию и прочими уступками", — считает Максим Медоваров.
Вместе с тем волне допустимо утверждать и то, что Россия уже понесла имиджевые потери от возобновления работы "зернового коридора", — продолжает спикер. — В нынешних реалиях заявление о заключении каких-либо договоренностей с киевским режимом вызывает массу критики внутри общества.
"То, что случилось сегодня с возобновлением сделки, является безусловным поражением и провалом России, по крайней мере, в информационном плане. Даже если на самом деле речь о чем-то более существенном, чем бумага от киевского режима, никогда не соблюдавшего ни одну подписанную бумагу, то нельзя было озвучивать именно версию с "гарантиями" как смехотворную, вредящую имиджу России в мире и подрывающую доверие к власти у российского общества.
Безусловно, топить без разбора зерногрузы и подставлять Черноморский флот под новые удары торпед было неразумно, однако выход из зерновой сделки давал России уникальный шанс начать наносить систематические удары по зерновой инфраструктуре Одессы и других двух портов Одесской области. Теперь этого опять не будет сделано, и налицо однозначное дипломатическое поражение России, крайне невнятно объясненное перед лицом общества и всей планеты", — высказал свое мнение собеседник агентства.
Вызывает вопросы и то, куда пойдут корабли из украинских портов. Президент Владимир Путин несколько раз подчеркивал важность вывоза зерна в беднейшие страны мира, но далеко не факт, что сухогрузы не поедут снова в западные страны, отмечает эксперт.
"Соотношение вывоза зерна в нуждающиеся страны и в страны Запада вновь непонятно. Пока что создается впечатление, что зерно опять повезут на Запад, хотя, возможно, туркам и удастся добиться некоторого увеличения процента поставок нуждающимся странам Африки.
В любом случае, изначальные условия сделки не изменены, а это крайне невыгодный для России сценарий", — резюмировал Максим Медоваров.