Под Архангельском сгорело около 40 тысяч бочек со смолой, огонь угрожал монастырю и жилым домам
Сегодня на страже нашей безопасности стоят опытные спасатели, на борьбу с пожарами направлены современные средства пожаротушения, новая специальная техника, а также квалифицированные пожарные. Обнаружить возгорание и задымление на ранней стадии помогают автономные пожарные извещатели. Но сотни лет назад бороться с огнем было гораздо сложнее, от пожаров гибли люди, непоправимый вред наносился и имуществу. В Архангельске в ХХ веке было несколько крупных пожаров, один из них произошел летом 1909 года, в день празднования 200-летнего юбилея Полтавской победы.
Архангельск, улица Смольный Буян, здесь перед погрузкой на пароходы в 90-ых годах рядами хранились бочки со смолой и пеком. Склад находился на краю города, на берегу реки Северная Двина, прямо на улице, занимая площадь примерно 1600 кв. метров. О противопожарных мерах в то время даже не задумывались.
27 июня 1909 года в 17 часов над городом поднялся столб густого чёрного дыма. В этот же момент послышался шум от сигналов пожарных машин. В журнале «Пожарное дело» №11 от 1909 года непосредственный участник тех событий – И.И. Калинин рассказывал: «Среди жителей моментально распространилась весть, что горит «Смольный буян». Нависшая над городом густая пелена чёрного дыма, превратившего солнечный день в осенние сумерки, бегущие на пожар толпы жителей, среди которых мелькали каски дружинников, на ходу одевавшихся в пожарную форму, – все это действительно резко изменило праздничное настроение и вид города».
По прибытию на пожар выяснилось, что горят бочки в самом центре склада. Сильный ветер быстро разгонял огонь по площади, создалась угроза жилым домам, хозяйственным постройкам и Михайло-Архангельскому монастырю. На протяжении всего пожара рядом с огнем стоял монах с иконой Богоматери...
С самого начала все пожарные бросились тушить смолу водой. В результате, конечно, ничего хорошего из этого не получилось. За это время пожар уже распространился и подобрался ближе к городу. Все силы и средства были направлены на спасение уцелевшего имущества. Уже через время, на помощь были вызваны солдаты и пароходы. С воды рабочие из рукавов обливали бочки, находящиеся поблизости от огня, а солдаты откатывали их подальше от возгорания или скидывали прямо в реку. Также солдаты накидывали землю и дерн – это помогло не дать огню разойтись дальше. Распространение пожара удалось остановить только к полуночи.
Как отмечает И.И. Калинин, «Тяжесть работы, нужно заметить, усугублялась еще тем обстоятельством, что по случаю бывшей в это время холерной эпидемии в городе измученные пожарные не имели возможности без риска для своей жизни утолить жажду речной водой, а кипяченой не было».
Добровольцы и пожарные, находясь в жаре и удушливом дыме, проявили смелость и самоотверженность. О тяжести работы можно судить по тому, как группа пожарных, посланная на разбор деревянной крыши, осталось на чердаке – упав без сил. Действительно, сложность работы затруднялась тем, что из-за эпидемии холеры чистой воды в водопроводе или реке не было.
Окончательно возгорание ликвидировали лишь на следующий день. В результате пожара сгорело два жилых дома, два амбара и около 40 тысяч бочек со смолой и песком. Причина пожара – поджог. Точный убыток так и не посчитали, имущество не было застраховано.