Найти тему
script bro | сценаристы

ИСПОЛЬЗУЕМ "ВЫШИБАЛУ ИДЕЙ", ЧТОБЫ УЛУЧШИТЬ СВОИ СЦЕНАРИИ

Как человеку, который читает много сценариев, при этом сценариев разного уровня, – мне посчастливилось быть одним из немногих, кто прочитает профессиональный сценарий высшего уровня, а затем, всего через несколько часов, сценарий от автора-новичка.

Это позволяет мне изучать написание сценариев с уникальной точки зрения, поскольку можно увидеть, почти в режиме реального времени, различия между работой профессионального и начинающего уровня.

Я много размышлял над этим на неделе, читая сценарии начинающих, затем профессиональных авторов, затем снова новичков. И я продолжал снова и снова сталкиваться с одной и той же ошибкой. Она заключается в том, что новички не применяют никакого контроля качества своих идей.

Вместо этого у них срабатывает то, что я называю синдромом "Я тоже так могу сделать".

Синдром "Я тоже так могу сделать" - это злой инфекционный вирус, которым больны большинство новичков, но даже не осознают этого. Он проявляется в том, что им так нравится что-то из других фильмов и они хотят показать, что тоже могут так же делать.

Как я уже говорил ранее, мотивация почти каждого сценариста, осознают они это или нет, заключается в том, чтобы переписать фильмы, в которые они влюбились в детстве и юности.

Если им понравились "Звёздные войны", они хотят написать свою большую космическую оперу-эпопею. Если им понравился "Крепкий орешек", они хотят написать большой остросюжетный триллер с забавным главным героем, который будет отвечать остроумными репликами. Если им понравились "Сводные братья", они полны решимости написать весёлую комедию с двумя героями.

Хотя подражание - самая искренняя форма лести, я могу заверить вас, что этот синдром УБИВАЕТ ВАШИ ДОСТИЖЕНИЯ В НАПИСАНИИ СЦЕНАРИЕВ.

Потому что, осознаёте вы это или нет, каждый человек, который читает ваш сценарий, сравнивает его с фильмом, который вас вдохновил. И знаете что? Ваш сценарий ВСЕГДА проигрывает. Вы никогда не напишете фильм, похожий на культовый оригинал, и не превзойдёте его. Вы никогда не напишете космическую эпопею лучше, чем "Звёздные войны". Вы никогда не напишете фильм о парне, оказавшемся в ловушке на небоскрёбе, захваченным бандитами, где он должен спасти свою жену, лучше, чем это сделал "Крепкий орешек".

Вы только потерпите неудачу в глазах читателей. Они собираются прочитать ваш сценарий, и независимо от того, скажут они это вам в лицо или нет, они точно подумают: "Это просто дешёвая подделка [название вашего любимого фильма]".

Но по какой-то странной причине – и я тоже отношу себя к этой категории, когда начинал, - начинающие авторы не могут увидеть сходства между своим сценарием и фильмом, который они копируют.

Для них этот фильм был *источником вдохновения* для их сценария. Не имеет значения, что главный герой в основном одинаков. Не имеет значения, что 75% декораций похожи. Не имеет значения, что используется много похожих диалоговых реплик или что многие второстепенные персонажи кажутся до жути похожими на тех, что были в любимом фильме.

В сознании новичка всё по-другому *ПОТОМУ ЧТО ОНИ ЭТО НАПИСАЛИ*.

И это большая ошибка. Предполагать, что, поскольку история исходит от них, а не от кого-то другого, её нельзя спутать ни с каким другим фильмом. Сам факт, что они написали это, делает его уникальным.

Но это не наша реальность.

-2

У читателей широкий фильтр того, что они считают "знакомым". Они думают, что гораздо больше сценариев схожи, чем отличаются друг от друга. Это потому, что за эти годы было снято много отличных фильмов. Поэтому они всегда думают: "Это слишком похоже на "Изгоняющего дьявола"". "Это слишком похоже на "40-летнего девственника"". "Это слишком похоже на "Голодные игры"".

Я могу заверить вас, что одно из самых распространённых чувств, которое испытывает читатель, - "Этот сценарий точно такой же, как [известный фильм]".

И новички наиболее восприимчивы к этой ловушке, потому что они ещё не знают, что это распространённая проблема и как на неё реагировать. Опять же, они думают, что сам факт того, что они пишут фильм, означает, что он автоматически будет уникальным, несмотря ни на что.

Итак, если вы хотите перейти на средний уровень написания сценариев, один из самых простых способов сделать это - исправить эту ошибку и никогда больше её не повторять.

Когда вы пишете оригинальные идеи с оригинальным исполнением, вы опережаете 90% авторов.

Как этого добиться?

Используйте "ВЫШИБАЛУ ИДЕЙ"!

Представьте, что мозг сценариста - это ночной клуб. Как и в любом клубе, вам нужно быть осторожным с тем, кого вы впускаете внутрь. Это работа вышибалы. Он здесь только для того, чтобы впускать оригинальные идеи в ваш клуб. Он должен проверять каждую приходящую идею и проверять: "Достаточно ли она оригинальна, чтобы пройти внутрь?"

Используйте два критерия. Первый, и более важный - сама концепция. Хорошая новость заключается в том, что если она сильная и оригинальная, то это автоматически предотвращает массу потенциальных проблем в будущем.

Оригинальная идея фильма может выдержать солидный набор клише. С другой стороны, если вы впустите в свой клуб плохую идею фильма, то практически невозможно будет спасти вечер.

Другой критерий - это все индивидуальные творческие решения в рамках вашего сценария, которые должны заполнить клуб (он же ваш сценарий). Что включает в себя главного героя. Других персонажей. Развитие сюжета. Локации. Тональность. Выборы в сценах. Последовательности событий.

Каждый из этих вариантов должен быть проверен перед входом в клуб, и ваш вышибала должен определить, достаточно ли они оригинальны, чтобы зайти.

Чем больше неоригинальных (или "знакомых") идей пройдёт мимо вашего вышибалы, тем ниже вероятность того, что ваш сценарий будет казаться уникальным, даже если у вас создана уникальная концепция. Потому что, если вы напишете кучу сцен, которые я постоянно читаю, это нейтрализует даже сильную концепцию.

Я не могу достаточно подчеркнуть, насколько велика эта проблема в написании сценариев. Полагаю, я понимаю, почему начинающие сценаристы совершают эту ошибку. Вы не можете предотвратить ошибку, не осознав, что это является ошибкой.

Однако я ни при каких обстоятельствах не могу простить, чтобы сценаристы, которые уже долго пишут, совершали эту ошибку. Если вы написали более пяти сценариев и ещё даже не наняли "вышибалу для своего клуба", это неприемлемо.

Я поднимаю этот вопрос, потому что я прочитал тонны сценариев, и большинство из них скучны из-за того, что автор даже не пытается быть оригинальным. Они просто переделывают свои любимые фильмы и любимые сцены под новым названием и немного другой историей и думают, что это сработает. Но от этих сценариев легче всего отказаться, потому что они не вдохновляют и легко забываются.

Я понимаю, что это несовершенный аргумент. Потому что вы можете сравнить "Великий уравнитель" и "Джона Уика" и сказать: “Эти фильмы показались мне похожими". Да, это правда. Они похожи.

Но эти фильмы - исключение. Во-первых, "Великий уравнитель" - продюсерский проект, где сценариста наняли, чтобы он делал то, что желает студия. Это была не авторская идея. И "Джону Уик" мог стать проходным фильмом на кладбище каталога онлайн-кинотеатров, пока режиссёры не превратили его в остросюжетный боевик с меняющей правила игры хореографией боёв.

Давайте не будем забывать, что все в городе не только отвергали сценарий "Джона Уика", но и смеялись над ним. И хотя это может звучать так, как будто они были теми, кто совершил ошибку, довольно трудно посмотреть на этот сценарий перед фильмом и подумать: "Да, это будет франшиза стоимостью в миллиард долларов".

Суть в том, что вы не можете использовать самые успешные кейсы в индустрии в качестве оправдания того, почему ваш сценарий становится шаблонным.

Рассматривайте ваш сценарий как собственный бизнес. Он должен говорить сам за себя. Это означает, что ваш вышибала идей должен быть самым разборчивым в индустрии. Вышибала, который смотрит на соблазнительную идею, но не впускает её, потому что от неё дурно пахнет.

Я хочу, чтобы вы, ребята, отнеслись к этому серьёзно. Я хочу, чтобы у вашего вышибалы была чрезвычайно высокая планка. Я хочу, чтобы вы дали ему имя. Я хочу, чтобы он стал таким же реальным, как вы сами.

Потому что у него одна из самых важных работ в мире – он контролирует качество ваших идей. Он должен быть строг к этим идеям, потому что я могу гарантировать вам, что мы, читатели, будем относиться к ним в тысячу раз строже, чем он.

А теперь идите и напишите что-нибудь оригинальное и великое.

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.