Призыв на военную службу согласно Указу от 21 сентября нынешнего года сильно отразился не только на каждом россиянине, но и на компаниях. В частности, по данным “Коммерсантъ”, стал снижаться спрос на микрозаймы. Разбираем, к чему это может привести.
Динамика обращений граждан в МФО с конца сентября
Большинство участников этого рыночного сектора сообщили, что количество выданных микрокредитов уменьшилось. В частности, различные микрокредитные компании оценили снижение в 9 - 15%, а по данным Национального бюро кредитных историй суммарный объем выданных микрозаймов в сентябре был на 6% ниже значения предыдущего месяца. Причем тенденция зафиксирована для всех возрастных групп:
- Те, кого могут призвать, не рисковали лишний раз выходить в интернет или появляться на улицах.
- Те, кто не попадал под критерии кампании, опасались ухудшения экономической ситуации в стране, потери работы или снижения заработной платы.
Среди причин подобного явления - новостная повестка, сильная неопределенность, которая мешает делать прогнозы по платежеспособности, и сильные колебания процентной ставки. Помимо этого, экономически грамотные россияне ввиду геополитических событий приняли решение сберегать, нежели тратить. Аналогично снизился и индекс потребительских ожиданий. Подобная отрицательная динамика, по прогнозам крупных игроков, будет продолжаться еще несколько месяцев по инерции прежде, чем рынок приспособится к новым условиям.
Причем это далеко не первое серьезное падение спроса на услуги МФО в этом году - подобное сокращение портфеля займов наблюдалось уже весной и летом этого года, и в начале 2020 (в начале пандемии).
Предполагается, что в нынешней ситуации часть МФО займет выжидательную позицию, но многие могут начать активно привлекать новых клиентов (в том числе - путем введения более привлекательных условий).
Заключение
C началом мобилизационных мероприятий граждане стали реже прибегать к услугам МФО. Причин такому поведению много, но главная - сильная неопределенность и невозможность предсказать свое будущее и платежеспособность. Ожидается, что часть МФО продолжит мониторить настроение рынка, а некоторые игроки начнут активную кампанию по стимулированию спроса, в том числе путем предложения выгодных ставок.