«Просто о сложном»: новый формат диалога родителей и директора школы № 1601!
С предложением провести серию интервью по наиболее острым и важным вопросам об обучении, качестве образования и развитии Школы больших возможностей, предложила заместитель председателя Управляющего совета — Анна Анатольевна Ямушева.
Анна Ямушева: Виктория Юрьевна, спасибо, что согласились провести нашу сегодняшнюю встречу в новом формате. В формате интервью "Простыми словами о сложном" и ответить на несколько вопросов о Школе больших возможностей.
Виктория Колесниченко: В свою очередь я хочу поблагодарить за этот проект. Мне кажется, что это здорово, потому что не всегда понятно то, что происходит в школе для всех участников образовательного процесса. Конечно, вопросы должны возникать и я буду стараться ответить на все вопросы простыми словами.
Анна Ямушева: Прежде всего, давайте определим масштаб нашей дискуссии. Сколько всего обучающихся и воспитанников дошкольных групп в школе №1601?
Виктория Колесниченко: Хочу порадоваться. В этом году у нас большой приток обучающихся в школьном образовании. На сегодняшний день, в зданиях школы обучаются 1689 учеников и 718 воспитанников дошкольных групп. Это 2407 обучающихся Савёловского района.
Анна Ямушева: Это, как минимум, столько же родителей и законных представителей обучающихся. Сколько же тогда необходимо учителей и воспитателей, чтобы не только образование предоставить, но и наладить коммуникацию с детьми, родителями, бабушками, дедушками?
Виктория Колесниченко: Конечно, это самый важный вопрос. Не только обучение и воспитание наших ребят, но и выстраивание взаимоотношений с родителями. Сегодня у нас: 92 учителя; 45 воспитателей, работающих в зданиях дошкольных групп; 3 воспитателя семейных детских садов; 30 иных педагогов (социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре). Педагогический состав сегодня составляет 170 человек. 210 - общее число работников Школы №1601.
Анна Ямушева: Этим летом я имела возможность пообщаться с представителями сферы образования в регионах. Регионы, конечно, очень сетуют на то, что многие педагоги, воспитатели уезжают в Москву. Вы, как директор московской школы, что думаете о рынке труда. Москва в лучшем положении по отношению к регионам или нет?
Виктория Колесниченко: Здесь однозначного ответа дать невозможно. Да, действительно, за хорошей зарплатой, а московский учитель, спасибо Правительству Москву, сегодня получает очень достойно, из регионов едут специалисты. Но, к сожалению, Москва не для всех. Не все могут подстроиться под ритм, под интенсивность жизни в Москве, и, конечно, под высочайшие требования московских семей по отношению к школе. Для регионов непонятны наши взаимоотношения - наши взаимные требования по отношению друг к другу. И вот это испытание проходят немногие. Найти человека, который не только на уровне знаний соответствует уровню московского образования, но и эмоционально подходят к нашим требованиям - вот это очень сложная задача.
Анна Ямушева: А каким требованиям должен отвечать потенциальный педагог, чтобы Вы его рассматривали в качестве педагога Школы больших возможностей?
Виктория Колесниченко: Безусловно, образование. Сегодня в школе работают все педагогические работники с высшим образованием. Второе - требование к учителям. Вакантные должности в школе появляются, потому что увеличивается количество классов. Мы хотим, чтобы каждый педагог прошел ознакомительный тренинг в формате ЕГЭ. Для того, чтобы мы понимали не только дипломный уровень высшего образования, но и знания предмета. Третье: на собеседовании мы пытаемся понять, готов ли наш педагог к вопросами, к критике, к тому, чтобы отдать свое время не только в рамках школьных часов. Сейчас мы перешли на новый уровень - к конкурсному отбору. Учителя дают пробные уроки. Для того, чтобы понять, как человек владеет коллективом; может ли видеть весь класс; какими технологиями и методиками владеет учитель.
Анна Ямушева: Очень интересно. Возвращаясь к общему количеству, получается больше двух с половиной тысяч обучающихся и педагогов, без родителей. Вы можете рассказать простыми словами, как Вы справляетесь с таким коллективом? Если проще, как выстраивать коммуникацию в такой большой организации?
Виктория Колесниченко: Масштаб школы очень большой. Сложность выражается в том, что что здания находятся достаточно далеко друг от друга. Система управления большой школой оттачивается на протяжении многих лет. Когда я сюда пришла, у меня было одно видение управления, а в процессе практики я поняла, что надо что-то менять, как-то изменять, и сегодня я хочу сказать, что главное - это человек. Ни одна система управления с помощью делегирования полномочий не даст результата, если для руководителя, личность его сотрудника не будет самой важной; если руководитель не будет выстраивать взаимоотношения с каждым сотрудником. Да, это сложно. Да, это трудозатратно. Но это дает самый главный результат - вера в руководителя, а значит поддержка его идей и реализация больших возможностей.
Анна Ямушева: Звучит грандиозно. Звучит так легко, понятно, и, вроде бы, каждый может встать на место директора и управлять таким коллективом, но я представляю, насколько это огромная работа, потому что мы вместе уже почти три года работаем.
Анна Ямушева: Есть ли какие-то рейтинги школ? Кто их определяет и на что смотрит Школа больших возможностей, на что Вы ориентируетесь?
Виктория Колесниченко: В Москве существует рейтинг московских школ. Критерии рейтинга разрабатываются Департаментом образования и науки города Москвы по определенным показателям. Эти показатели отражают, я бы сказала, наверное, дефициты московского образования. Потому что, стремясь попасть в рейтинг, соответствовать его критериям, школа старается улучшить те или иные параметры в образовании. Что для нас такое "рейтинг"? В первую очередь, это работа над своими дефицитами. Потому что московский рейтинг отражает успехи детей, больше ничего. Значит, стремление соответствовать тому или иному месту в рейтинге говорит о том, что школа стремится дать результат каждому ребенку. Московский рейтинг - это безусловно и финансирование. И не может директор, и педагогический коллектив, быть незаинтересованным в том, чтобы попасть в первые две сотни школ. Потому что это гранты Мэра: это дополнительные деньги для развития школы, для стимулирования педагогов за их прекрасную работу по выращиванию успешных ребят. Для Школы больших возможностей, московский рейтинг - ориентир к успеху. Мы стремительно идем и каждый год на Управляющем совете мы обсуждаем наши успехи. В этом году поставлены самые амбициозные задачи. Нам осталось до топовой школы 31 место, но это огромная работа над результативностью качества образования наших ребят. Я глубоко уверена в профессионализме и ответственности наших педагогов. Мы взлетели очень быстро вверх и наш полет к звездам будет продолжаться!
Анна Ямушева: Звучит очень вдохновляюще, я бы так сказала. Сколько задач сегодня стоит перед школой для достижения этой цели?
Виктория Колесниченко: Самая главная задача - это повышение общего качества образования. Для меня очень важно дать хорошее качественное образование каждому ребенку. Мы идём целенаправленно к решению этой задачи. Что такое качественное образование? Первое: качественные уроки ежедневно. Второе: это внеурочная деятельность. Третье: раскрытие и развитие талантов - участие детей в олимпиадах и фестивалях. Вот эти главные задачи, и опять мы возвращаемся к рейтингу. Успех ребенка - успех педагога - успех школы! Как только наш каждый ребенок успешно сдаст ОГЭ, я буду считать, что эта задача выполнена.
Анна Ямушева: Именно ОГЭ?
Виктория Колесниченко: Именно ОГЭ. До 9 класса мы учим каждого ребёнка: со своими особенностями, амбициями и желаниями. Мы обязаны научить его хорошо. А 10-11 класс - это элита: это выбор школы, выбор профиля, конкурсный отбор. Очень хочется, чтобы каждый ребенок получил заветный аттестат основного общего образования.
Анна Ямушева: Спасибо большое, Виктория Юрьевна. Если такой формат встреч в виде интервью, Вы считаете эффективным, может быть стоит его продолжить?
Виктория Колесниченко: Анна Анатольевна, я считаю, что такие встречи необходимы. Для того, чтобы школа была понятна всем, понятен всем должен быть директор!