Найти тему

Один в 3 года ужасно крупно-моторно развит, даже боится двигаться, а с речью всё супер. Другой в 2 года ловок, аки обезьян, но речи нет

Оглавление

Как это может объяснить специалист? Должны же были быть проблемы с речью в первом случае, но случились во втором.

Вот такой вопрос задала мне удивлённая происходящими событиями и диагнозами докторов мамочка.

Здесь её обращение полностью без изменений.

Добрый вечер, Александра! Дано: ребёнок долгое время ужасно крупно-моторно развит) 3 года, исключительно прогулки на ручках, неуклюжий, никуда никогда не лазает (горки, качели, турники - Боже упаси!!!), он даже не падает и не получает травм, потому что мало двигается, говорит обо всем «это опасно» и «это небезопасно». Стоит отметить, что мелкая моторика супер, великолепно! Все эти пинцетные захваты, столовые приборы, кручение-верчение отвертками, и тд - все рано и в полном объёме. Освоение ползанья, сидения, хождения на пределе возрастных норм (ползать начал в 9 мес, сел одновременно с ползанием, ходить в 1.3). Так вот… речь словосочетания с 1.5 лет, с 2х лет - речь предложения 6-7 слов, полностью понятная для окружающих, предлоги, окончания, местоимения правильно употребляемые, память… да супер память там на фоне развитой речи.
Либо же, ребёнок 2 года - собран, сгруппирован, спортивно-подготовлен (бассейн - длительно), ловок аки обезьян. Словарный запас: мама, папа, дай и некие звуки, память как у рыбки, невролог готов начинать констатировать зпр. Вопрос: как это может объяснить специалист? Должны же были быть проблемы с речью в первом случае, но случились во втором.

Что же, я могу ответить этой мамочке,

исходя из данного описания, и не видя ребёнка,
как реабилитолог и двигательный терапевт?

Для точного и полного разбора ситуации, конечно, совершенно не хватает данных, а главное осмотра и тестирования этих 2х деток.

Просто поясню основные принципиальные для понимания данного вопроса моменты и сделаю вывод в качестве ответа на вопрос.

Во-первых, следует понимать, что хорошее развитие мелкой моторики не является сто процентным гарантом того, что у ребёнка у ребёнка прекрасно сформируются и функции крупной моторики.

Во-вторых, за развитие 2х этих видов моторики отвечают разные процессы развития и структуры тела.

МЕЛКАЯ моторика

начинает активно формироваться с момента освобождения рук и кистей ребёнка от тонической позы новорожденного.

Для этого:
▪ плечевой пояс младенца выходит из положения протракции (плечики наклонены и сведены кпереди) в положении ретракции (плечики развёрнуты, лопатки приведены близко к позвоночнику)
▪ руки выходят и внутренней ротации во внешнюю, давая кисти свободу действия
▪ мозг начинает получать сигналы от работающих мышц и рецепторов кисти, начиная простаивать нейронные связи, как раз в том числе и в речевых зонах

💯 Для формирования речи и базы когнитивных функций, с т.з. нейрофизиологии, огромную роль играет возможность свободного владения кистью, противопоставление большого пальца остальным 4м пальцам и возможность соединять взгляд с манипуляциями рукой.

Получается, что в первом случае процесс формирования речи стартовал себе благополучненько и продолжает совершенствоваться. Параллельно прочненько сформировалась и база когнитивных функций (восприятие, память и т.п.)

КРУПНАЯ моторика

берёт своё развитие с подъёма головы и соединяет миофасциальные цепи из коротких (верхние и нижние) в длинные (через всё тело) в процессе освоения позы "русалочка", а далее в обоих паттернах ползания.

В основе качественного освоения и реализации крупной моторики лежат такие моменты, как:
▪ интеграция шейного тонического рефлекса новорожденного
▪ отсутствие патологического напряжения по оси (затылочная-позвоночник-крестец)
▪ правильное включение мышц шеи
▪ своевременное и верное включение в постутру (поза, положение, удержание осанки) и двигательный рисунок мышц брюшного пресса и ротаторов позвоночника
▪ качественное созревание и центрирование тазобедренных суставов
▪ правильное освоение всех моторных навыков

💯 Плохое овладение крупной моторикой может совершенно не мешать ребёнку оттачивать умелось кистей.
Нарушения же в освоении мелкой моторки говорят нам о том, что в области шеи и черепа что-то не так, поэтому крупно-моторные навыки тоже будут развиваться не совсем или совсем не корректно. Но это не обязательно неуклюжесть, а даже чаще гиперактивность.

Что же у нас получается?

Ребёнок 3х лет

хорошо включил освоение мелкой моторики и, видимо, нет нарушений по области черепа, поэтому речь хорошо включилась и развивается
но развитию крупной что-то помешало. Что, не имея анамнеза и осмотра, сказать не могу.

Мама пишет, что скорость освоения всех навыков шла по верхней границе нормы (уже небольшой маячок), но не пишет на сколько качественно эти навыки были освоены:
▪ симметрия в положениях и движения
▪ верные выбрасывания ручек и толкания ножками
▪ достаточность ротации в тазобедренных суставах
▪ степень ровности спины при сидении
▪ сидение на седалищных буграх или крестце
▪ ротация таза и позвоночника в ползании
▪ способы и симметричность вставания
▪ как осваивался шаг, бег
▪ как стоит, сидит, делает шаги сейчас
▪ и т.д. и т.п. в большом количестве

И всё это важно и для диагностики, и для составления программы реабилитации. Здесь нужно найти "пусковую" причину, которая помешала мозгу верно сформировать миофасциальные натяжения в теле. Найти, устранить ей и её последствия. Сейчас мозгу ребёнка сложно управлять плохо собранной конструкцией тела, поэтому он и старается ограничить двигательную активность ребёнка.

Ребёнок 2х лет

вполне возможно может иметь:
▪ нарушения по черепу - развитие речевых зон могло быть угнетено
▪ напряжения или дисфункции в области шеи и плечевого пояса, что не дало возможности хорошо освоить мелкую моторику

Так поняла, что родители занимались физическим развитием малыша (бассейн) и помогли организму создать более менее качественные компенсации дисфункций "живущих" сверху. Мозг ребёнка смог достаточно хорошо собрать двигательную схему миофасциальных натяжений, не смотря на проблемы в верхней части организма.

И тем не менее скорее всего этот "обезьн" имеет тенденцию к гиперактивности, нарушения внимания, чаще бегает, чем ходит и животик сильно выпирает вперёд. Это только мои общие предположения, основанные на похожих ситуациях в моей 20летней коррекционной работе с детками.

Тема обширная и не однозначная.
Я постаралась коротко и максимально просто обозначить суть.
🤓 Надеюсь, не ушла в дебри.

Если поняли, что я хотела сказать, ставьте 👍
Остались вопросы - задавайте в комментариях 👇

Ребёнку нужна профессиональная диагностика?
✍ пишите в
ЛИЧКУ