Найти тему

Хитрости Word: оформление текста

Оглавление

Немного отвлеклись и развлеклись статьями о типологии художественных образов и снова возвращаемся к хитростям Word. Сегодня поговорим о правильном оформлении готового текста.

Кому что надо

В Word есть разнообразные возможности для правильного, красивого и удобного оформления текста. Но красота тут, скорее, следствие правильности. Дело в том, что оформление зависит от целей и задач автора или заказчика текста и от особенностей платформы, где текст размещается.

Если это пост или статья на сайте, в блоге, на Дзене или на какой-то сетевой площадке, то особо заморачиваться с оформлением не придётся — там текст сам встанет как положено. К тому же обычно «по умолчанию» в настройках выставлено именно такое (сетевое) оформление. Его прекрасно видно в статье на Дзен:

  • равнение по левому краю;
  • пробелы между абзацами;
  • отсутствие отступов в начале абзацев (красных строк);
  • междустрочный пробел — множительный.

Чтобы понять, как выставлено в настройках форматирование текста, можно просто нажать на клавишу «Абзац» в нижней строке верхнего меню и откроется окно форматирования. В нём видны параметры форматирования.

-2

Однако, если текст пишется не с целью разместить его на сайте ли в блоге, к нему могут быть другие требования. Так, текст книги не только для отправления в издательства, но и для размещения на литературных площадках, например, на Литресе требует иного оформления, соответствующего типографскому. То есть в тексте требуются красные строки, не должно быть пробелов и иногда равнение по ширине листа. Для этого потребуется изменить стандартное форматирование.

Форматирование текста

Всё, что вам надо, находится под кнопочкой «Абзац». Вверху устанавливается выравнивание. У меня по левому краю, но нажав на стрелку, можно выбрать другое. Отступы требуются редко, например, если какая-то часть текста, допустим, большая цитата печатается с отступлением от полей.

-3

Далее справа видно окошко для оформления абзаца. У меня выставлена красная строка. Она стандартная —1, 25. Значение можно поменять, но это редко требуется. Можно в этом же окошке выставить не только отступ, но и выступление первых строк абзацев и указать значение – на сколько. Но я не припомню, чтобы мне это требовалось.

Слева от «красной строки» окошко, в котором устанавливается интервал между абзацами. Посмотрите на первый скриншот, где видны параметры настроек по умолчанию, и сравните со второй картинкой. На ней в этом окошке убраны пробелы между абзацами до нуля и поставлена галочка «Не добавлять пробелы между абзацами». Можно ещё справа выставить пробелы между строками — одинарный, полуторный, двойной. Теперь ваш текст будет выглядеть так.

-4

Что-то более хитрое требуется довольно редко, поэтому на другие функции можно не обращать внимания. Если будут вопросы, то отвечу.

Как собрать оглавление

Это одна из проблем, с которой сталкиваются пользователи Word, а на самом деле она решается легко и просто. Оглавление или содержание требуется, если текст довольно большой, а в книге оно необходимо в том числе и для самого автора. Некоторые мученики собирают оглавление вручную, а если они при этом ещё и расставляют страницы, так, вообще, святые самоистязатели.

В Word оглавление делается и меняется очень просто. Главное — оформить заголовки и подзаголовки нужным стилем. Их не нужно печатать каким-то красивым шрифтом, жирным или курсивом. Для выбора стиля заголовка есть специальная кнопочка в меню, которая так и называется «Стили». Вот она.

-5

Как видите, я пометила название раздела как «заголовок 2». Обычно как «заголовок 1» помечают название больших частей, а «заголовок 3» — подразделы. В списке есть и подзаголовки, и стиль «Название» — им помечают название книги или большой статьи в целом, и много еще всякого разного.

Лучше помечать заголовки сразу в процессе работы над текстом. Но можно уже после того как книга готова, при редактуре пометить заголовки нужным стилем.

Итак, заголовки/подзаголовки пометили, далее нужно установить курсор в том месте, где вы хотите видеть оглавление. Обычно перед текстом, реже после него. Теперь нам понадобится в верхнем меню Word кнопка «Ссылки». А в меню этой функции выбираем самую первую кнопку «Оглавление».

-6

В открывшемся окне выбираем «Автособираемое оглавление». Не царское это дело вручную собирать содержание.

После того как вы «кликнете» на выбранный вами формат «автособираемого оглавления», в обозначенном месте появится оглавление с номерами страниц. Вот такое. Смотрите, какая красота.

-7

Но красота тут не главное. Достаточно нажать клавишу Ctrl и «кликнуть» по нужному пункту, как вы окажетесь в тексте на требуемой странице. Очень удобно. Если речь идёт о книге, то не нужно пролистывать весь текст до нужной главы или параграфа.

А если вам понадобится что-то поменять в тексте, добавить, убрать, то оглавление заново собирать не придётся. Достаточно кликнуть по нему, и появится вверху кнопочка «Обновить таблицу». Нажимаем на неё и видим окно обновления. В нём выбираете, что хотите обновить — только номера страниц или (если изменяли заголовки) всё оглавление целиком.

-8

А если вы хотите удалить оглавление, то нужный крестик найдётся в окне «Оглавление» внизу — смотрите скриншот выше.

Вот такая очень удобная функция есть в Word. Кстати, в меню «Ссылки» ещё много всего полезного, например, функции сносок и ссылок.

Надеюсь, информация в этой статье была для вас полезна. Чтобы вы ещё хотели узнать о работе с текстом в Word? Пишите в комментариях — поделюсь знаниями.

Предыдущие статьи по работе с Word:

"Редактирование текста Word. Автозамена"

"Работа с правками в Word"